|
как облагородили американскую подземку |
Кино и реальность
В недавнем фильме "Фантастические твари и где они обитают" кульминация происходит в неожиданно прекрасном нью-йоркском метро. Элегантный изгиб платформы, арочные своды, снизу доверху всё покрыто керамической плиткой с узором - где же известная по другим (менее фантастическим) фильмам аскетичность и практичность?
|
Fantastic Beasts в метро Нью-Йорка |
Мы же знаем, что метро в Нью-Йорке гораздо проще московского: почти нет наземных вестибюлей, эскалаторов и декора - голая конструкция и абсолютная прагматичность. Сел, поехал и нечего там разглядывать. Правда в том, что эти стереотипы имеют право на существование.
|
25th Street. New York Subway каким мы его знаем |
Спуски в метро там действительно больше напоминают вход в подземный магазин или в подвал здания. Обычно это зеленая металлическая ограда с бело-зелеными (где есть вход) или бело-красными (где только выход) фонарями.
|
Центр Бруклина. Метро слева |
Чтобы очутиться на платформе надо пройти два-три лестничных марша. А поезда бывают видны даже с сквозь решетки уличных тротуаров. Высота потолка небольшая, и первое, что бросается в глаза на большинстве станций - частокол из металлических опор.
|
Станции низкие, но широкие из-за количества путей |
Навигация с помощью плитки
Стены облицованы плиткой, как на советских станциях 60-х годов. В общем, торжество функционализма. Правда, плитка напоминает нам, что метро в Нью-Йорке появилось во времена Движения искусств и ремёсел, ставшего проводником ультрадекоративного стиля модерн. В этом стиле и построили станциию City Hall. На ней и случился финальный эпизод "Фантастических тварей".
|
Съёмки финала фильма. Empire Magazine |
Сейчас станция закрыта, туда изредка водят экскурсии, она стала памятником тем временам, когда строители метро надеялись, что цвет, элементы дизайна и декор будут понятным языком навигации. Впоследствии темпы строительства обогнали это благородное начинание, но керамическая плитка никуда не делась и до сих пор играет важную роль.
|
Оттенки синего ('Royal Blue') на Canal Street |
На некоторых линиях существует закономерность: цветовой гамме пересадочных станций соответствует оформление последующих станций. Так, если Utica Avenue (на схеме ниже - в правом столбце) спроектирована в оттенках красного цвета, то после нее станции тоже будут красными до следующей пересадочной.
|
Оттенки красного ('Tuscan Red') на Rockaway Avenue |
Это помогало различать станции и не пропускать пересадки, правда, чисто декоративные элементы, популярные в начале ХХ века, совсем вышли из моды.
Упадок. Тёмные годы
Известно, что к 1970-м годам метро в Нью-Йорке сильно деградировало. Ездить там бывало просто опасно, а граффити, мусор и негативный имидж заставляли горожан выбирать другие виды транспорта.
С преступностью, темнотой и мусором надо было как-то бороться, поэтому в 1981 г. местный департамент транспорта запустил долгосрочную программу реконструкции метро. Исходя из "теории разбитых окон", граффити стали смывать раз за разом, везде поставили камеры наблюдения, запустили новые вагоны с кондиционерами, уменьшили интервалы между поездами.
|
Ожидание поезда на 168th Street. Фото К. Морриса, 1981 |
Когда популярность метро снова стала расти, пассажиры стали замечать удручающее состояние самих станций. Часть проблем удалось решить, улучшив освещение и уборку. Вопросы оформления станций должна было решить специально созданная в 1985 г. городская организация "Искусство на транспорте" (Arts for Transit office). Она начала сотрудничать с художниками, дизайнерами и студентами художественных школ, чтобы те внесли новые краски в оформление скучных станций метро.
Искусство облагораживает
В результате в 1990-е и в начале 2000-х произошел настоящий бум монументального искусства в метро.
Всё началось с декоративных вставок на стенах - это был самый очевидный и распространенный прием.
За ним последовало появление монументальной скульптуры. При этом внимание уделялось даже решеткам, разделяющим открытые зоны и территорию за турникетами.
Сейчас количество "облагороженных" станций стремится к третьей сотне. Все работы можно внимательно изучить в интернете и отправляться исследовать нью-йоркское метро. Большой плюс в том, что такие вылазки можно совместить с осмотром знаковых объектов на поверхности.
В качестве ориентиров мы рассмотрим три конкретных станции и кратко опишем то, что можно увидеть рядом.
34th STREET - PENN STATION
Вокзал Пенсильвания. Мэдисон-Сквер-Гарден. Почтамт. Эмпайр Стейт Билдинг
|
Голуби на почтамте. Справа под рекламой - вход в метро и на вокзал |
Очень плотная концентрация достопримечательностей на 34-й улице. Над станцией метро - самый известный зрительный зал Нью-Йорка,
Мэдисон-Сквер-Гарден. А под ним - главный железнодорожный вокзал города, Пенсильвейния-стейшн.
|
Madison-Square-Garden в разрезе - слоеный пирог |
В шаговой доступности - Главный почтамт города (выполнен в стиле имперского дворца) и главный небоскрёб (Эмпайр Стейт Билдинг на Пятой авеню).
|
Empire State Building. Вид от Пенсильвейния-стейшн |
14th STREET
Гудзон. Парк Хайлайн
|
Вид на Гудзон из парка Хайлайн |
Приехать в Нью-Йорк и не посетить Хайлайн - как-то не комильфо. На один из самых модных парков мира можно взойти с берега Гудзона. Именно взойти, потому что Хайлайн - это висячий парк на месте ликвидированной железной дороги, проходившей когда-то по эстакадам среди промзон.
|
Парк на уровне 2-3 этажей |
Один из входов в парк - в непосредственной близости от 14-й улицы Манхэттена и одноименной станции метро.
|
14th Street. Наземный вестибюль |
Оформление вестибюля 14th Street - пожалуй, самое известное в нью-йоркском метро. Это целый комикс, который называется "Жизнь под землёй" ('
Life Underground').
|
Скульптуры занимают любые свободные пространства |
|
Тайная жизнь под землёй |
Станцию и правда населяют фантастические персонажи, которые разыгрывают сценки между собой и вовлекают пассажиров в коммуникацию.
|
Строитель метро |
|
- А голову ты свою не забыл?! |
Тут и сатира на на засилье капитала, и воплощенные городские легенды, и ожившие объекты метро.
Денежный мешок (или коррумпированный политик) стал главным действующим лицом станции.
|
Денежный мешок встречает пассажиров |
"Не так много изменилось за 100 лет," - сказал Томас Оттернесс, вспоминая карикатуры Наста.
|
Люди регулярно натирают денежный мешок "на удачу" |
81th STREET - MUSEUM OF NATURAL HISTORY
Центральный парк. Музей естественной истории. Последний адрес Леннона
|
Central Park West. Museum of Natural History |
Выход из метро - прямо на улицу Сентрал-Парк-Уэст. Она идёт вдоль Центрального парка, а здания на другой стороне образуют самую впечатляющую панораму Нью-Йорка (см.
заставку нашего сайта). Наверное поэтому тут предпочитают жить звёзды: Джон Леннон (тут же его и убили, около дома "Дакота"), Мадонна ("Харперли-Холл") и Стинг (Сентрал-Парк-Уэст, 15). Самая плотная концентрация звёзд обнаружена в двух башнях
дома "Сан-Ремо": там жили Дайан Китон и Стив Мартин, Боно и Стивен Спилберг, Брюс Уиллис и Дастин Хоффман, в общем, кто только не.
|
"Сан-Ремо". Вид из Центрального парка |
На Сентрал-Парк-Уэст хорошо отправиться с детьми - рядом всемирно известный (хотя бы
по фильмам) Музей естественной истории, да и сама станция метро не даст скучать. Всё оформление посвящено животному миру планеты.
|
Всё органично вписано в изначальное оформление |
|
Вымершие животные нарисованы просто контурами |
Звери там везде. С подземного уровня они постепенно выводят пассажиров на поверхность, сопровождая всё рассказом в картинках о хитросплетениях эволюции.
|
Начинается с динозавров |
|
Всё в едином стиле |
|
Сова там, кстати, не единственная |
|
Главный американский тотем |
А на поверхности встречают звери в оформлении Музея естественной истории. Это строгие рельефы на цоколе, конечно, не такие яркие, как в метро, но не менее выразительные и разнообразные.
|
Внутрь можно даже не заходить. |
Практикой подтверждается то, о чём и так все знают в теории: путешествовать по Нью-Йорку лучше пешком и на метро. Здорово, когда удается это совмещать. Тем более, метро сильно разветвленное, и можно выбирать станции не только с точки зрения кратчайшего пути, но и по визуальному содержимому. Чтобы представлять себе всё многообразие художественного оформления подземки, рекомендую заглядывать на NYCSubway.org или на MTA Arts & Design. Впрочем, неожаданно обнаруживать объекты искусства тоже приятно. Все приведенные выше примеры были найдены абсолютно случайно, без какой-либо подготовки.
ЕЩЁ ПРО НЬЮ-ЙОРК:
текст - @kinoed
фото - @oredredred & @kinoed
Комментариев нет:
Отправить комментарий