суббота, 17 декабря 2016 г.

Art in the New York Subway.

как облагородили американскую подземку
Кино и реальность
В недавнем фильме "Фантастические твари и где они обитают" кульминация происходит в неожиданно прекрасном нью-йоркском метро. Элегантный изгиб платформы, арочные своды, снизу доверху всё покрыто керамической плиткой с узором - где же известная по другим (менее фантастическим) фильмам аскетичность и практичность?
Fantastic Beasts в метро Нью-Йорка
Мы же знаем, что метро в Нью-Йорке гораздо проще московского: почти нет наземных вестибюлей, эскалаторов и декора - голая конструкция и абсолютная прагматичность. Сел, поехал и нечего там разглядывать. Правда в том, что эти стереотипы имеют право на существование.
25th Street. New York Subway каким мы его знаем
Спуски в метро там действительно больше напоминают вход в подземный магазин или в подвал здания. Обычно это зеленая металлическая ограда с бело-зелеными (где есть вход) или бело-красными (где только выход) фонарями. 
Центр Бруклина. Метро слева
Чтобы очутиться на платформе надо пройти два-три лестничных марша. А поезда бывают видны даже с сквозь решетки уличных тротуаров. Высота потолка небольшая, и первое, что бросается в глаза на большинстве станций - частокол из металлических опор. 
Станции низкие, но широкие из-за количества путей

Навигация с помощью плитки
Стены облицованы плиткой, как на советских станциях 60-х годов. В общем, торжество функционализма. Правда, плитка напоминает нам, что метро в Нью-Йорке появилось во времена Движения искусств и ремёсел, ставшего проводником ультрадекоративного стиля модерн. В этом стиле и построили станциию City Hall. На ней и случился финальный эпизод "Фантастических тварей".
Съёмки финала фильма. Empire Magazine
Сейчас станция закрыта, туда изредка водят экскурсии, она стала памятником тем временам, когда строители метро надеялись, что цвет, элементы дизайна и декор будут понятным языком навигации. Впоследствии темпы строительства обогнали это благородное начинание, но керамическая плитка никуда не делась и до сих пор играет важную роль.
Оттенки синего ('Royal Blue') на Canal Street
На некоторых линиях существует закономерность: цветовой гамме пересадочных станций соответствует оформление последующих станций. Так, если Utica Avenue (на схеме ниже - в правом столбце) спроектирована в оттенках красного цвета, то после нее станции тоже будут красными до следующей пересадочной.
Схема цветов плитки на всех станциях Independent Subway System
Оттенки красного ('Tuscan Red') на Rockaway Avenue
Это помогало различать станции и не пропускать пересадки, правда, чисто декоративные элементы, популярные в начале ХХ века, совсем вышли из моды.

Упадок. Тёмные годы
Известно, что к 1970-м годам метро в Нью-Йорке сильно деградировало. Ездить там бывало просто опасно, а граффити, мусор и негативный имидж заставляли горожан выбирать другие виды транспорта.
Фото Кристофера Морриса. Манхэттен, 1981
С преступностью, темнотой и мусором надо было как-то бороться, поэтому в 1981 г. местный департамент транспорта запустил долгосрочную программу реконструкции метро.  Исходя из "теории разбитых окон", граффити стали смывать раз за разом, везде поставили камеры наблюдения, запустили новые вагоны с кондиционерами, уменьшили интервалы между поездами. 
Ожидание поезда на 168th Street. Фото К. Морриса, 1981
Когда популярность метро снова стала расти, пассажиры стали замечать удручающее состояние самих станций. Часть проблем удалось решить, улучшив освещение и уборку. Вопросы оформления станций должна было решить специально созданная в 1985 г. городская организация "Искусство на транспорте" (Arts for Transit office). Она начала сотрудничать с художниками, дизайнерами и студентами художественных школ, чтобы те внесли новые краски в оформление скучных станций метро.

Искусство облагораживает
В результате в 1990-е и в начале 2000-х произошел настоящий бум монументального искусства в метро. 
Время было выбрано удачное: с одной стороны - расцвет постмодернизма; с другой -  статус одной из столиц мира, прочно закрепившийся за Нью-Йорком. Это позволило свободно экспериментировать со стилями, включая обращение к реализму в духе тоталитарных режимов или традиционную тематику ар нуво.  
East Broadway. Displacing Details. Чайна-таун
Всё началось с декоративных вставок на стенах - это был самый очевидный и распространенный прием.
Chambers Street. Oculus, 1998
За ним последовало появление монументальной скульптуры. При этом внимание уделялось даже решеткам, разделяющим открытые зоны и территорию за турникетами. 
Canal Street. A Gathering
Сейчас количество "облагороженных" станций стремится к третьей сотне. Все работы можно внимательно изучить в интернете и отправляться исследовать нью-йоркское метро. Большой плюс в том, что такие вылазки можно совместить с осмотром знаковых объектов на поверхности.
В качестве ориентиров мы рассмотрим три конкретных станции и кратко опишем то, что можно увидеть рядом.
34th STREET - PENN STATION
Вокзал Пенсильвания. Мэдисон-Сквер-Гарден. Почтамт. Эмпайр Стейт Билдинг
Голуби на почтамте. Справа под рекламой - вход в метро и на вокзал
Очень плотная концентрация достопримечательностей на 34-й улице. Над станцией метро - самый известный зрительный зал Нью-Йорка, Мэдисон-Сквер-Гарден. А под ним - главный железнодорожный вокзал города, Пенсильвейния-стейшн. 
Madison-Square-Garden в разрезе - слоеный пирог
В шаговой доступности - Главный почтамт города (выполнен в стиле имперского дворца) и главный небоскрёб (Эмпайр Стейт Билдинг на Пятой авеню).

Empire State Building. Вид от Пенсильвейния-стейшн
Оформление станции называется "Сад цирковых удовольствий" (Garden of Circus Delights). По мысли художников, обыватель, спешащий в офис или на поезд попадает в непривычный мир цирка, который дает представление в MSG (Madison-Square-Garden).
Звери в платьях, например
Жонглёр
На панно с цирковой тематикой - где есть звери, клоуны, акробаты - действительно появляется человек в деловом костюме с портфелем и то ли наблюдает, то ли пытается вмешаться в действо.
Глядя на персонажа, сразу вспоминаешь непонимающего Траволту
Все работы сделаны в стилистике импрессионизма
Классическая реклама Tuborg вспоминается


14th STREET
Гудзон. Парк Хайлайн
Вид на Гудзон из парка Хайлайн
Приехать в Нью-Йорк и не посетить Хайлайн - как-то не комильфо. На один из самых модных парков мира можно взойти с берега Гудзона. Именно взойти, потому что Хайлайн - это висячий парк на месте ликвидированной железной дороги, проходившей когда-то по эстакадам среди промзон.
Парк на уровне 2-3 этажей
Один из входов в парк - в непосредственной близости от 14-й улицы Манхэттена и одноименной станции метро.
14th Street. Наземный вестибюль
Оформление вестибюля 14th Street - пожалуй, самое известное в нью-йоркском метро. Это целый комикс, который называется "Жизнь под землёй" ('Life Underground'). 
Скульптуры занимают любые свободные пространства
Тайная жизнь под землёй
Станцию и правда населяют фантастические персонажи, которые разыгрывают сценки между собой и вовлекают пассажиров в коммуникацию.
Строитель метро
- А голову ты свою не забыл?!
Тут и сатира на на засилье капитала, и воплощенные городские легенды, и ожившие объекты метро.
Привет, капитализм!
Городской миф о крокодилах в канализации
Служебный телефон
В каждой скульптуре хочется искать зашифрованное послание, и это неслучайно: художник Томас Оттернесс вдохновлялся творчеством политического карикатуриста XIX века Томаса Наста. 
Карикатура Томаса Наста на Уильяма Твида
Денежный мешок (или коррумпированный политик) стал главным действующим лицом станции.
Денежный мешок встречает пассажиров
"Не так много изменилось за 100 лет," - сказал Томас Оттернесс, вспоминая карикатуры Наста.
Люди регулярно натирают денежный мешок "на удачу"

81th STREET - MUSEUM OF NATURAL HISTORY
Центральный парк. Музей естественной истории. Последний адрес Леннона
Central Park West. Museum of Natural History
Выход из метро - прямо на улицу Сентрал-Парк-Уэст. Она идёт вдоль Центрального парка, а здания на другой стороне образуют самую впечатляющую панораму Нью-Йорка (см. заставку нашего сайта). Наверное поэтому тут предпочитают жить звёзды: Джон Леннон (тут же его и убили, около дома "Дакота"), Мадонна ("Харперли-Холл") и Стинг (Сентрал-Парк-Уэст, 15). Самая плотная концентрация звёзд обнаружена в двух башнях дома "Сан-Ремо": там жили Дайан Китон и Стив Мартин, Боно и Стивен Спилберг, Брюс Уиллис и Дастин Хоффман, в общем, кто только не.
"Сан-Ремо". Вид из Центрального парка
На Сентрал-Парк-Уэст хорошо отправиться с детьми - рядом всемирно известный (хотя бы по фильмам) Музей естественной истории, да и сама станция метро не даст скучать. Всё оформление посвящено животному миру планеты.
Всё органично вписано в изначальное оформление
Вымершие животные нарисованы просто контурами
Звери там везде. С подземного уровня они постепенно выводят пассажиров на поверхность, сопровождая всё рассказом в картинках о хитросплетениях эволюции.
Начинается с динозавров
Всё в едином стиле
Сова там, кстати, не единственная
Главный американский тотем
А на поверхности встречают звери в оформлении Музея естественной истории. Это строгие рельефы на цоколе, конечно, не такие яркие, как в метро, но не менее выразительные и разнообразные.
Внутрь можно даже не заходить.
Практикой подтверждается то, о чём и так все знают в теории: путешествовать по Нью-Йорку лучше пешком и на метро. Здорово, когда удается это совмещать. Тем более, метро сильно разветвленное, и можно выбирать станции не только с точки зрения кратчайшего пути, но и по визуальному содержимому. Чтобы представлять себе всё многообразие художественного оформления подземки, рекомендую заглядывать на NYCSubway.org или на MTA Arts & Design. Впрочем, неожаданно обнаруживать объекты искусства тоже приятно. Все приведенные выше примеры были найдены абсолютно случайно, без какой-либо подготовки.

ЕЩЁ ПРО НЬЮ-ЙОРК:



текст - @kinoed
фото - @oredredred & @kinoed

Комментариев нет:

Отправить комментарий