пятница, 26 июня 2015 г.

Nizhny Novgorod. Soviet workers' district

Автомобиль, как к нему не относиться, - все-таки самый главный символический артефакт ХХ века. В некоторых культурах и сообществах он продолжает таковым оставаться, являясь объектом вожделения или показателем статусности, а не просто средством передвижения. Сейчас, правда, романтика легковых авто находится под большим вопросом, поскольку машины всё чаще признаются источником экологической опасности и социального отчуждения. Автомобили действительно трансформировали общество и культуру. Наличие в социологии  таких важных терминов, как ‘фордизм’ и ‘пост-фордизм’ – прямое доказательство центральной роли машин в современном обществе.
Наравне с самими машинами, важное значение имеет и автопром как существенный показатель национальной экономической и промышленной зрелости, как критерий “современности”. Автомобильная промышленность, писали британские ученые в конце XX века, более чем любая другая, является образцовой и показательной; ее наличие или отсутствие в народном хозяйстве говорит об уровне и силе национальной экономики. Но знаковым является не только автопром сам по себе, но и вся инфраструктура: отрасль машиностроения целиком, развитие дорожной сети и даже жилая застройка городов.
И если автозаводы – витрина экономического развития ХХ века, то города и районы, выросшие вокруг них, - авангард городского планирования и урбанистики прошлого столетия. В России самым ярким примером такого поселения является Автозаводский район Нижнего Новгорода, примыкающий к известному по всей стране ГАЗу.
 Соцгород Автозавода - не Детройт
Моногорода и рабочие поселки были не редки в 1930-х годах, но лишь немногие из них были настолько амбициозны, как этот район Нижнего Новгорода. Всё началось весной 1929 года, когда ВСНХ СССР и американцы из Ford Motor Company заключили соглашение о строительстве крупнейшего в Европе автомобильного завода. Строительство автогиганта развернулось недалеко от Нижнего Новгорода, около деревни Монастырки. 2 мая 1930 г. под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент автогиганта, построенного за рекордный срок в 18 месяцев. Согласно соглашению с Ford Motor, ГАЗ продолжал получать техническую поддержку американской фирмы на протяжении ещё 5 лет после пуска завода.
Так в Советском Союзе появился свой “Форд”, а вот шанс стать русским Детройтом Нижнему Новгороду (и Автозаводскому району, в частности) не представился. Американские ценности в СССР ограничились (что логично) конвейером да Американским поселком для иностранных специалистов. Инженер С. М. Любимов, строивший Автозавод, так оценивал жилую застройку района: "Ошибка наших архитекторов заключается в их стремлении сократить территорию города и тем самым удешевить дороги и всякого рода другие коммуникации путем лишения жителей земли, т. е. придомовых садов. Лет 20 назад мы поняли аморальность поселения в одной квартире нескольких семей, однако еще редко кто осознал аморальность многоквартирных жилых зданий, в которых один пишет научный труд, а другой пляшет над ним вприсядку; один хочет тишины, а другой запускает во всю силу репродуктор; когда горящие окурки из верхних лоджий летят в нижние лоджии и т. п. Если бы это было понятно раньше, то мы бы стали развивать Карповку и Монастырку, застраивая их бывшие полевые угодья усадьбами с особняками. Надо было читать "Одноэтажную Америку" Ильфа и Петрова".
Современные исследователи пишут, что в 1930-е годы, несмотря на сталинский курс, по-настоящему централизованной программы развития города не появилось. В реальности развитие района определило конфликтное взаимодействие архитекторов, городского руководства, промышленных интересов, требований Политбюро и простых жителей. Иными словами, как жаловались проектировщики, Автозавод построил себя сам. Поэтому единым ансамблем он не является, но впечатление производит. Поэтому побывать там стоит.

Начало пути
Из центра Нижнего в Автозаводский район лучше всего доехать на метро. Выходить на станции «Парк культуры» на площадь Киселева. Это такой общественный центр, “ворота” Автозаводского района. Главный маркер здесь - здание кинотеатра “Мир” 1935 г., построенное в помпезном духе архитектором А. Гринбергом. Местный одеон венчают статуи знатных людей страны Советов – от пловчих до летчиков. Сразу вспоминается крыша библиотеки имени Ленина в Москве, по двум сторонам периметра оформленная в том же духе.
Площадь Киселева. Кинотеатр "Мир".
От пловчихи до лётчика. Привет Библиотеке им. Ленина
С другой стороны проспекта Молодежи, прямо напротив кинотеатра, берет начало улица Лоскутова. Она прямиком ведет к лучшей достопримечательности района, "Серо-бусыгинским домам", и пересекает два главных проспекта – Ильича и Кирова.
Улица Лоскутова. Типичный дом и его окружение
               
             Дворец спорта
             На самой ул. Лоскутова среди пасторальной рабочей застройки с детскими садами и вывешенным прямо на улицу бельём, самое масштабное сооружение – Дворец спорта им. В.С. Коноваленко, домашняя арена главной хоккейной команды города «Торпедо». Настоящий памятник позднесоветского брутализма, 1990 года постройки. Выступающие углы и скругленные входные группы “обнимают” небольшую площадку перед дворцом. Основа центральной части – полукруглое перекрытие, центральный радиус которого выполнен в форме буквы Т, символа клуба. Ещё один полукруглый элемент - завершение фасада, прерванное огромной эмблемой ГАЗа.   

Дворец спорта им. Коноваленко во всей красе.

Дворец спорта им. Коноваленко. Центральная часть.

            Проспект Кирова. “Желто-бусыгинские дома”
Далее улица Лоскутова выходит на проспект Кирова, парадную улицу, которая ведет непосредственно к проходной ГАЗа. Самая заметная постройка здесь – ансамбль “Жёлто-бусыгинских домов” (№ 4 по проспекту). Его местные краеведы называют “самым ярким алмазом в бриллиантовом ожерелье Соцгорода”. Построен архитекторами Н. П. Розановым и М. Любофеевым в 1938 году. Пример типичного постконструктивизма с его монументальным и торжественным убранством, всё оформление которого решено на сочетании вертикальных и горизонтальных элементов без лишнего декора. В конце 1930-х годов это П-образное здание возвышалось настоящей крепостью посреди почти сельской местности, занимая целый квартал между проспектом Кирова, улицей Лоскутова и проспектом Октября. Комплекс “желто-бусыгинских” домов готовит ко встрече с еще более величественным “серо-бусыгинским” кварталом.
"Жёлто-бусыгинские дома" в конце 1930-х. Коллаж - отсюда

Проспект Кирова и его главная достопримечательность
Проспект Кирова. Тёплый и - в прямом смысле - ламповый декор
Заключительная часть "Желто-бусыгинских домов" по ул. Комсомольской
 Название оба района получили от стахановца Александа Бусыгина, который жил в доме 4 на проспекте Кирова (в “жёлтом”). В сентябре 1935 года бригада автозаводца-кузнеца Бусыгина однажды выковала больше 1100 коленчатых валов, что было почти в два раза выше нормы. Есть даже легенда, что ударника труда ушлые американцы пытались переманить в Детройт, но тот наотрез отказался. Так это или нет - неизвестно, но от советских властей Бусыгин получил квартиру в престижном доме, а также новую “эмку”, “коробку яблок, три килограмма мяса, десять килограммов муки, упаковку масла, сосиски, консервированную осетрину, пироги, шоколад”.

“Серо-бусыгинские дома”. Илья Голосов
В 30-е годы самые ценные кадры ГАЗа были заселены в еще более монументальный и торжественный квартал, образованный одним ансамблем, замкнутым между улицей Лоскутова (задний фасад), проспектом Октября (главный фасад), Комсомольской улицей и Моторным переулком. Строился он “приглашенной звездой”, московским архитектором Ильей Голосовым. Обычно когда слышишь “Голосов”, представляешь постконструктивизм с масштабными арками, стройным ритмом колонн, фантазийными капителями, но при том с тоталитарной строгостью, даже суровостью. Так и получилось и в Нижнем.
Главный фасад несколько отступает от красной линии проспекта Октября, образуя небольшой двор-курдонер, из которого внутрь квартала ведут гигантские арки высотой в несколько этажей. Собственно, тема арки – самый запоминающийся элемент этой постройки Голосова.
Высота арок - шесть этажей
Центральный фасад с его портиком из 18 полуколонн и 4 подъездных выступов действительно находятся в тени боковых фасадов, прорезанных циклопическими арками, которые уводят взгляд через весь квартал.
"Курдонер" и центральный фасад в тени бокового крыла с аркой
Вид на массивный портик сквозь кессонированный свод
 Голосов один из советских архитекторов, активно использовавший упрощение, геометризацию классических форм. Вполне в западном духе, кстати. Как пишет А.Д. Бархин, “ордер в его проектах мыслился и воспринимался двояко”, как “компромисс традиционных решений и новаций ар-деко (ребер и лопаток 1920-х, ордера протоардеко 1910-х и фантазийно-геометризованных деталей)”.
Четкий строй каннелированных колонн. Нарочито огрубленные капители. Боковой фасад
Мелодии и ритмы Ильи Голосова
На смену классическому карнизу в работах Голосова приходит неоегипетский карниз-выкружка. Особенно выгодно он смотрится на углу улиц Лоскутова и Комсомольской, оформленном в виде полукруглой ниши-экседры.
Эффектное скругление угла. Поразительно, сколько всего уместилось в этой нище: дробный карниз, выступ, балкон с поддерживающим кронштейном и руст "до потолка"
Задний фасад решен в экономном, но репрезентативном прямоугольном упрощенном ордере, не лишенном, тем не менее, фантазийных капителей. Лоджии и портики с прямоугольными колоннами накануне Второй мировой войны были сильно любимы итальянскими архитекторами эпохи Муссолини.
Центральная часть заднего фасада выделена небольшим выступом-ризалитом

Арки сзади, к слову сказать, тоже прямоугольные. Особый шик и колорит - присутствие в нужное время в нужном месте произведений самого автозавода. ГАЗ-грузовик
Другая продукция ГАЗа во дворе. "Волга" с аутентичным номером еще ГОрьковских времён.
Или вот еще такая "Волга" у себя на малой родине, можно так сказать
Как и положено элитному жилью сталинских времен, голосовский комплекс включает разнообразные общественные службы, от сберкассы до библиотеки. Как и у всех масштабных построек, у дома несколько адресов по разным улицам. В нем 55 подъездов и около 450 квартир. А из-за памятника уже упомянутому стахановцу Бусыгину, весь этот конгломерат зданий называется “серо-бусыгинскими домами”.
В крыле, выходящем на проспект Октября, есть бар с ужасной вывеской и хорошим названием
По улице Комсомольской есть аптека с хорошей вывеской
Во внутреннем дворе даже небольшие служебные сооружения выполнены в стиле всего дома. Тут и колонны с капителями, и карниз, и рустовка
Просто район
Напротив – по улице Комсомольской, продолжается симпатичная застройка 30-х годов, продолжение “жёлто-бусыгинского” квартала. Но чем дальше по этой улице уходишь от автозавода, тем всё более обычными становятся дома. О соцгороде 1930-х годов напоминают только широкие газоны и аллеи, защищающие тротуары от шума и пыли.
Ещё одна "Волга" прячется
Тут "Волг" нет. Но прямо между деревьями прячутся дерзкие "Жигули". Погребают под собой остатки газона
На пересечении улиц Комсомольской и Краснодонцев – и вовсе печальное зрелище: пустырь, частично занятый под стоянку. Самое время свернуть и направиться обратно. Вдоль пустыря расположился небольшой рынок, где торгуют прямо с машин.

Пустырь. Грузовики. Собаки. Мусор
На бойком месте

Нижний Новгород знаменит своими граффити. Автозавод - не исключение
Это не стрит-арт, это "выставка детского рисунка"
Атмосфера типичного спального района. Но и здесь можно отыскать напоминания о соцгороде. Таковыми, например, будут постконструктивистское здание школы (лицей № 36) и стильный бассейн, по-видимому, брежневских времен с сохранившейся на фасаде мозаикой. Такие вещи нужно коллекционировать, чем некоторые и занимаются.
Еще постконструктивизма. Пересечение проспекта Кирова и ул. Краснодонцев. Лицей № 36
Горький и дети. Безрукая девочка, очевидно, зачарована усами писателя
Гуттаперчевый пловец кролем
 Радиусный дом
На улице Краснодонцев начинается еще один элемент застройки 30-х годов, который непременно стоит увидеть. Это восьмой квартал, который проектировался в мастерской братьев Весниных архитекторами Н. Красильниковым и П. Полюдовым. Он ещё называется радиусным из-за знаменитого радиусного дома по Молодежному проспекту. Вогнутая часть дома обращена на юг — к Парку культуры. Карниз поддерживает ряд круглых колонн, образующий глубокую двухэтажную лоджию. А фасад украшен полукруглыми балконами, расположенными в шахматном порядке. Боковые части отделены от самого радиусного дома и оформлены  длинными лоджиями-верандами с квадратными столбами.
Остюда можно возвращаться к метро. Пройти лучше всего по опушке Автозаводского парка. Там, невдалеке, от выхода – пример советской космической архитектуры. Кафе-бар, выполненный в форме летающей тарелки. Он заброшен и заколочен, но для любителей советского модернизма может показаться интересным. По крайней мере, натянутые аналогии с гостиницей“Тарелка” в горах Домбая - присутствуют.
Красавица
Бар-бильярд "Галактика". Так-то

Сам парк хипстеризации пока не подвергнут


 Эпилог. Paradise lost? Really?
Соцгород в Нижнем Новгороде изначально задумывался как город-сад, идеальный город. В реальности, конечно, всё вышло по-другому. Но он до сих пор остается заводским "городом в городе" с собственной планировкой, инфраструктурой, менталитетом и образом жизни. Благодаря этому здесь даже могла появиться и новая общественная жизнь, горизонтальная, с осознанием принадлежности к местному сообществу, чему способствовали общие занятия (работа на одном заводе) и досуг (например, тотальная увлеченность хоккеем и поддержка местного «Торпедо»). Но по мнению историка Кирилла Кобрина, “Автозаводский район был затеян так, чтобы исключить горизонтальные социальные связи вне групп, ограниченных зоной обитания”, поэтому единого сообщества не получилось. Этому утверждению, однако, противоречит деятельность автозаводцев онлайн: более 2000 человек состоят в группе района в vk.com, регулярно обновляется сайт местной библиотеки, особенно, раздел “Краеведение”.
Единого архитектурного ансамбля вроде как тоже не получилось. Тем не менее, самые заметные постройки времен постконструктивизма сегодня не только привлекают туристов, но и несут градостроительную функцию. Так, построенный недавно дом, соседний с “Серо-бусыгинским”, во многом копирует советскую стилистику, и даже арка у него такая же и находится точно напротив арки старого дома.
Сквозь арку 1930-х виден современный дом в Моторном переулке. Тоже серый. Тоже с аркой
А напротив радиусного дома построен торговый центр, также с вогнутой внутрь центральной частью. Так что богатая история и культурное наследие – это тот объединяющий фактор, который в Автозаводском районе, кажется, работает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий