четверг, 23 июля 2015 г.

Moscow. True street art

Весной 2015 года на одной из трансформаторных будок района Преображенское появилось обращение к коммунальщикам: "Эй, ЖКХ! Поменяли шило на мыло??!!" При этом вся стена была изрисована граффити, в основном, просто тэгами и надписями. Непосвященные суть воззвания вряд ли уловили. Но люди местные и знающие понимают: речь идет о работе уличного художника Паши 183 (он же P183, он же Павел Пухов), которую “ЖКХ” зачем-то закрасил в рамках очередного весеннего обновления.
Рядом с метро "Преображенская площадь" до последнего времени существовало несколько граффити Паши, которые знали ценители и просто неравнодушные люди. И москвичи, и гости из других городов были готовы специально ехать на Преображенку смотреть стрит-арт. Теперь же во дворах Малой Черкизовской и прилегающих улиц ни одной работы не осталось. Новых тоже не появится: как известно, Павел Пухов умер в 2013 году.

воскресенье, 5 июля 2015 г.

Roma Termini

Те дороги, которые ведут в Рим, теперь сходятся на вокзале Термини. Именно сюда прибывают аэроэкспрессы из Фьюмичино, поезда из соседних европейских стран и провинций Италии. Так что Roma Termini сегодня – главные ворота Вечного города.
Подъезжая к итальянской столице, конечно, сразу ожидаешь увидеть древние руины или, по крайней мере, торжество классической архитектуры. Но выходя на вокзале из поезда, неожиданно оказываешься в царстве модернизма. Строительство Termini стало отражением истории Италии середины ХХ века с присущими тому времени драматизмом и необратимыми изменениями. По первым проектам 1930-х годов новый вокзал должен был выражать силу и престиж фашистского государства, но в итоге стал символом разрыва с довоенным прошлым, олицетворением оптимистических перспектив, которых ждала Италия и вся Европа во второй половине ХХ века.

Stazione Termini
Едва открывшись, он почти сразу был увековечен на культурной карте Рима. В 1953 году Витторио де Сика снял фильм, который так и назывался “Stazione Termini”. Он обозначил важный переходный момент в восприятии Рима в кино и в культуре вообще: от разрушенного и депрессивного послевоенного города неореалистов до восторженного взгляда туриста в “Римских каникулах”. Рим в фильме де Сика – уже не только открытый город (главная героиня приехала туда из Америки, путешествуя), но и современный. Вокзал показан в нем огромным светлым дворцом, на фоне которого архаично смотрятся не только паровозы, но и автомобили того времени. Получается, что с традицией  неореализма в изображении Рима порвал один из отцов-основателей этого направления. Тем не менее, снимая классическую голливудскую мелодраму с американскими актерами (Мантгомери Клифт, впрочем, играет итальянца), Витторио де Сика сохранил метод: картина целиком была снята в декорациях настоящего города, а в качестве натуры использовался только построенный вокзал, обещавший стать новым символом Рима.