четверг, 23 июля 2015 г.

Moscow. True street art

Весной 2015 года на одной из трансформаторных будок района Преображенское появилось обращение к коммунальщикам: "Эй, ЖКХ! Поменяли шило на мыло??!!" При этом вся стена была изрисована граффити, в основном, просто тэгами и надписями. Непосвященные суть воззвания вряд ли уловили. Но люди местные и знающие понимают: речь идет о работе уличного художника Паши 183 (он же P183, он же Павел Пухов), которую “ЖКХ” зачем-то закрасил в рамках очередного весеннего обновления.
Рядом с метро "Преображенская площадь" до последнего времени существовало несколько граффити Паши, которые знали ценители и просто неравнодушные люди. И москвичи, и гости из других городов были готовы специально ехать на Преображенку смотреть стрит-арт. Теперь же во дворах Малой Черкизовской и прилегающих улиц ни одной работы не осталось. Новых тоже не появится: как известно, Павел Пухов умер в 2013 году.

Rodina Motherland by P183
Москва. Знаменская улица. "Родина" (Паша 183). Апрель 2014. О создании этого панно есть целая история от Кирилла Кто: "Приехали менты, кто-то их вызвал из жителей соседнего дома, заметив нас, рисующих, но не удосужившись выслушать, что мы рисуем и почему. А менты же почти сразу все поняли, поняли, что это не типичное «граффити имен» и что за такое забирать нельзя. То есть они проигнорировали вызов, нарушили должностные инструкции и порекомендовали нам сделать вид, что они нас уводят, а самим потом тихо через 10–20 минут вернуться и доделать работу." http://bg.ru/atlas/places/2859
vanished graffiti by P183
Москва. Знаменская улица. То же место. Апрель 2015
 Удивительно, что на фоне бешеной популярности современного искусства и стрит-арта как важнейшей его составляющей Москва так легко расстается с тем, что могло бы стать магнитом для туристов. Во всем западном мире появляются целые районы, неофициально "отданные" уличным художникам, устраиваются стрит-арт туры, на которых экскурсанты могут "вживую" увидеть уже знакомые работы. Говорят, что отдельные экскурсии были и по местам творчества Паши 183. И это вполне заслуженно. Старший научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Алексеев как-то сказал о нем: "У нас в стране нет фигуры, равноценной Паше. Он художник европейского уровня, интуитивно чувствовал последние тенденции. Он не боялся делать крупномасштабные, пространственные вещи, а именно это сейчас в тренде на Западе".
Пик популярности P183 пришелся на начало 2010-х. В 2012 году большой материал о нем опубликовали в The Guardian. Там же его назвали "Русским Бэнкси", почетное сравнение с классиком. В то время появлялись и исчезали новые работы Паши. Всегда было интересно, где возникнет очередной арт-объект, чему он будет посвящен. Это мог быть пространный лозунг рядом с мусоркой, это мог быть огромный портрет Есенина с цитатой поэта, это могло быть поздравление с Новым годом, наконец.
Esenin by P183
Москва. Зельев переулок. Сергей Есенин. Сентябрь 2012
Graffiti P183 street-art
Москва. Малая Черкизовская улица. Лозунг около помойки. Сентябрь 2012

Москва. Школа на пересечении Знаменской улицы и Зельева переулка. Декабрь 2012. Источник - http://www.183art.ru
В 2013-м, после смерти Паши, для многих открылось имя автора, творившего в окрестностях Преображенки, его сохранившиеся работы старались запечатлеть, выкладывали в сеть адреса, где их можно было найти. Интерес подогрела персональная выставка, проходившая весной 2014 года в Музее современного искусства. Стало понятно, что оставшиеся граффити можно отыскать в двух компактных районах: на Малой Черкизовской и прилегающих улицах (Знаменская, Страховская) и в начале Открытого шоссе. Теперь доступен только второй район. Из Лосиного острова Музеем уличного искусства в Питер была вывезена знаменитая "Алёнка". Получается, одно аутентичное произведение всё же спасли. Как бы теперь остальные сохранить? 
USA consumerism P183
Москва. Знаменская улица. "Те, кто нас заразил этим, врачуют нам раны..." Март 2015. Панно не сохранилось. Закрашено в апреле 2015.
Angel p183
Москва. Страховская улица. "Подайте на билет домой" Март 2014. Не сохранилось
Girl p183
Москва. Халтуринская ул., 19, стр. 2. "Девочка-отличница". Работа сохранилась
Anderson matches p183
Москва. Халтуринская ул., 20, стр. 1. "Девочка и спички" по мотивам истории Г.-Х. Андерсена. Сам автор говорил, что "это работа о том, что люди должны дарить друг другу тепло". Панно сохранилось
 После смерти Паши никто не решался портить его работы, во всяком случае, до весны этого года никакого вандализма с ними не случалось: никаких новых тэгов, исправлений и дополнений к его граффити не добавлялось. Однако перед рвением коммунальных служб искусство оказалось бессильным.
Краевед Можаев недавно писал о неочевидных московских утратах, когда исчезают не памятники, но красноречивые, важные детали улиц, которые могут внезапно порадовать прохожих или стать милым дополнением в любой экскурсии. Так когда-то пропал рукотворный огород рядом с метро "Краснопресненская", так исчез наивный фонтан с русалкой на Мясницкой. Вместо них появляются либо пустыри, либо казенная безвкусица. "Лукоморья больше нет, сказку похоронили самым циничным и буквальным образом", - пишет Можаев. То же происходит со стрит-артом. Вроде как он в Москве развивается и поддерживается на самом высоком уровне. Проводятся различные фестивали, Льва Яшина недавно на стене целого дома нарисовали. Но суть стрит-арта всё-таки в свободе творчества, свободе высказывания. Поэтому самые ценные произведения – не те, которые создаются с санкции городских властей  или тех же коммунальных служб (какими бы красивыми и масштабными они не были), а те, которые появляются снизу, на грани бунта, как реакция "на злобу дня". Правда в том, что для настоящего уличного художника возможны две перспективы: попадание его работ в галерейную коллекцию или же попадание самого художника в лапы правоохранительных органов. Это закон жанра, неотъемлемая часть, лишить которой стрит-арт нельзя. Тем он и интересен.
Когда в нашей стране появляется что-то независимое, сильное, творческое, авангардное (не по стилю, но для своего времени), это сразу становится заметно всему миру. Вспомним Толстого, Малевича, Стравинского и других признанных мастеров. Творчество Паши 183 – в этом ряду. Его и так будут помнить, но его подлинные работы фактически стали достопримечательностями не самых интересных и культурно богатых районов Москвы. Зачем же лишаться такого добра? Это ведь, получается, обмен даже не как «шило на мыло», а как «что-то на ничего». Глупо и грустно.

P.S. 
Есть и положительная новость. Работу "Дай хоть на секунду..." по мотивам "Вальса" Шевчука и ДДТ недавно подновили. Увидеть ее можно недалеко от станции "Бульвар Рокоссовского" за бывшим кинотеатром "Янтарь".
Snow snowflakes p183
Москва. Открытое шоссе, 4. "Дай хоть на секунду..." Март 2014
Там же. Июль 2015


Комментариев нет:

Отправить комментарий