Те дороги,
которые ведут в Рим, теперь сходятся на вокзале Термини. Именно сюда прибывают
аэроэкспрессы из Фьюмичино, поезда из соседних европейских стран и провинций
Италии. Так что Roma Termini сегодня – главные ворота Вечного города.
Новое здание
и железнодорожные пути соединялись поперечным коридором, который выходил к
началу платформ и напоминал улицу под металлической крышей со стеклянными
стенами. Лучше всего
талант архитекторов проявился в помещении кассового зала. Его основой стал
железобетонный свод из 33 изогнутых рёбер, динамичной волной ниспадающий прямо
на площадь. Теперь это визитная карточка Stazione Termini.
Подъезжая к итальянской
столице, конечно, сразу ожидаешь увидеть древние руины или, по крайней мере,
торжество классической архитектуры. Но выходя на вокзале из поезда, неожиданно
оказываешься в царстве модернизма. Строительство
Termini стало отражением истории Италии середины ХХ века с присущими
тому времени драматизмом и необратимыми изменениями. По первым проектам 1930-х
годов новый вокзал должен был выражать силу и престиж фашистского государства,
но в итоге стал символом разрыва с довоенным прошлым, олицетворением оптимистических
перспектив, которых ждала Италия и вся Европа во второй половине ХХ века.
“Stazione Termini”
Едва
открывшись, он почти сразу был увековечен на культурной карте Рима. В 1953 году
Витторио де Сика снял фильм, который так и назывался “Stazione Termini”. Он обозначил важный
переходный момент в восприятии Рима в кино и в культуре вообще: от разрушенного
и депрессивного послевоенного города неореалистов до восторженного взгляда
туриста в “Римских каникулах”. Рим в фильме де Сика – уже не только открытый город (главная героиня приехала туда из Америки, путешествуя), но и
современный. Вокзал показан в нем огромным светлым дворцом, на фоне которого
архаично смотрятся не только паровозы, но и автомобили того времени. Получается,
что с традицией неореализма в
изображении Рима порвал один из отцов-основателей этого направления. Тем не
менее, снимая классическую голливудскую мелодраму с американскими актерами (Мантгомери
Клифт, впрочем, играет итальянца), Витторио де Сика сохранил метод: картина целиком
была снята в декорациях настоящего города, а в качестве натуры использовался
только построенный вокзал, обещавший стать новым символом Рима.
В отличие от автобуса, Термини до сих пор кажется современным. Кадр из фильма "Вокзал Термини" |
Просторный светлый дворец |
Технические
достижения, имперское прошлое и светлое будущее
А началось
все в 1925 году, когда было создано Министерство коммуникаций, и Муссолини дал старт амбициозной программе модернизации
вокзалов, портов и отделений связи. В проектировании новых вокзалов и стала
заметна главная черта архитектуры фашизма: колебания между абстрактным
рационализмом и образным историзмом. С одной стороны новые сооружения должны
были быть представительными и вписываться в ландшафт старинных городов с
богатой историей. С другой - требовалось
показать стремление режима к технической модернизации всей страны. Изначальный
проект Termini появился как раз на пересечении этих тенденций.
Старый вокзал
уже не соответствовал статусу Рима как
столицы новой империи, и поэтому новый решено было строить не где-то на
окраине, а прямо в центре. За постройку отвечал Анджело Маццони, архитектор с
классическим бэкграундом, но с симпатиями к модернизму.
Только в 1938
году был готов проект нового здания. Макет был представлен в 1939 году на
Всемирной выставке в Нью-Йорке. Главной идеей Маццони было возведение двух
параллельных зданий, куда помещались все вокзальные службы: с восточной стороны
– для прибытия, а с западной – для отправления поездов. Оба этих крыла соединялись
галереей, выходящей на привокзальную площадь.
О Древнем
Риме напоминали бы аркады боковых объемов, покрытые – как и Колизей -
травертином. Подобно античным акведукам, они должны были спускаться по
Эсквилинскому холму. По мере отдаления от вокзальной площади сооружения
упрощались. Завершался ансамбль электроподстанцией и водонапорной башней. Их архитектура
сочетала в себе торжественность классики и современные формы.
Фасад,
выходящий на площадь, должен был быть монументальным и репрезентативным, а в
его оформление поручалось корифею итальянской неоклассики Марчелло Пьячентини.
Здесь требовалось показать мощь и величие, поэтому за основу была выбрана
колоссальная колоннада.
Именно
строительство главного фасада, а точнее - решение вопроса о капителях колонн,
отложило завершение проекта. Началась Вторая мировая война, и грандиозная
стройка была заморожена. Архитектор Маццони, также построивший вокзалы в
Венеции, Тренто, Сиене и других городах, открыто симпатизировал фашизму.
Поэтому после войны ему пришлось прекратить работу в Италии. Он подвергся
остракизму, бежал в Колумбию в 1947 году и некоторое время строил здания в
интернациональном стиле.
Новое здание.
Завершение ансамбля
В том же 1947
году был проведен новый конкурс на здание вокзала. Двустороннюю концепцию Маццони
решено было заменить идеей главного здания, расположенного перпендикулярно рельсам
и платформам (“galleria di testa”),
подобно уже построенному в Милане. В это здание нужно было перенести и все
основные службы из боковых довоенных крыльев: и центральные кассы, и офисы
нового Министерства транспорта, и ресторан. Выход к поездам тоже должен был
осуществляться из центральной части вокзала.
На конкурсе
победили проекты команд под началом архитекторов А. Вителлоцци и Э. Монутори.
Они были признаны равнозначными, и архитекторов попросили работать совместно. Решение,
придуманное Вителлоцци и Монтуори, было чисто функциональным. Вместо монументальной
колоннады на привокзальную площадь выходило новое административное здание.
Непрерывные ленточные окна и модернистская строгость форм превращали его в
простой и лаконичный экран, скрывавший со стороны площади довоенные корпуса. Само
здание покоилось на столбах, “выраставших” из оснований колонн конца 1930-х
годов, а его стены были облицованы травертином, заказанным Маццони еще в 1938
году. Так что определенная преемственность с первоначальным проектом все равно
ощущается.
Корпуса 1930-х годов после войны были "спрятаны" |
Вокзал и
ценности нового времени
Подобно
успеху Джузеппе Менгони с его Галерей Виктора Эммануила в Милане в XIX веке,
послевоенный вокзал Термини умело синтезировал лучшие архитектурные и
строительные решения своего времени. Независимым от влияний какого-либо стиля,
Монтуори и его команде удалось добиться максимальной выразительности и вписать
новую постройку в исторический контекст. Последнее было непросто: с вокзалом
соседствуют такие памятники античности, как стена Сервия Туллия и Термы
Диоклетиана. Кстати, именно в честь терм вокзал и получил свое название,
созвучное со словом “терминал”.
Когда Термини
был открыт в 1950 году, своей легкостью, прозрачностью, отсутствием
стилистических отсылок он выражал ценности новой общественной жизни, нового
политического устройства. Более того, он стал олицетворением тенденции в
архитектуре, которую Бруно Дзеви назвал органикой. “Органическая архитектура, -
писал он, - является одновременно общественной, технической и художественной
деятельностью, направленной на создание условий для нового демократического
общества. Это означает, архитектуру для человека, сохраняющую человеческий
масштаб в соответствии с духовными, психологическими и фактическими
потребностями людей. Поэтому органическая архитектура – это антитеза
монументальной архитектуры, которая обслуживает мифы государства”
Roma Termini в XXI веке
Комментариев нет:
Отправить комментарий