воскресенье, 5 июля 2015 г.

Roma Termini

Те дороги, которые ведут в Рим, теперь сходятся на вокзале Термини. Именно сюда прибывают аэроэкспрессы из Фьюмичино, поезда из соседних европейских стран и провинций Италии. Так что Roma Termini сегодня – главные ворота Вечного города.
Подъезжая к итальянской столице, конечно, сразу ожидаешь увидеть древние руины или, по крайней мере, торжество классической архитектуры. Но выходя на вокзале из поезда, неожиданно оказываешься в царстве модернизма. Строительство Termini стало отражением истории Италии середины ХХ века с присущими тому времени драматизмом и необратимыми изменениями. По первым проектам 1930-х годов новый вокзал должен был выражать силу и престиж фашистского государства, но в итоге стал символом разрыва с довоенным прошлым, олицетворением оптимистических перспектив, которых ждала Италия и вся Европа во второй половине ХХ века.

Stazione Termini
Едва открывшись, он почти сразу был увековечен на культурной карте Рима. В 1953 году Витторио де Сика снял фильм, который так и назывался “Stazione Termini”. Он обозначил важный переходный момент в восприятии Рима в кино и в культуре вообще: от разрушенного и депрессивного послевоенного города неореалистов до восторженного взгляда туриста в “Римских каникулах”. Рим в фильме де Сика – уже не только открытый город (главная героиня приехала туда из Америки, путешествуя), но и современный. Вокзал показан в нем огромным светлым дворцом, на фоне которого архаично смотрятся не только паровозы, но и автомобили того времени. Получается, что с традицией  неореализма в изображении Рима порвал один из отцов-основателей этого направления. Тем не менее, снимая классическую голливудскую мелодраму с американскими актерами (Мантгомери Клифт, впрочем, играет итальянца), Витторио де Сика сохранил метод: картина целиком была снята в декорациях настоящего города, а в качестве натуры использовался только построенный вокзал, обещавший стать новым символом Рима.

В отличие от автобуса, Термини до сих пор кажется современным. Кадр из фильма "Вокзал Термини"
Просторный светлый дворец
Технические достижения, имперское прошлое и светлое будущее
А началось все в 1925 году, когда было создано Министерство коммуникаций, и Муссолини дал старт амбициозной программе модернизации вокзалов, портов и отделений связи. В проектировании новых вокзалов и стала заметна главная черта архитектуры фашизма: колебания между абстрактным рационализмом и образным историзмом. С одной стороны новые сооружения должны были быть представительными и вписываться в ландшафт старинных городов с богатой историей. С другой -  требовалось показать стремление режима к технической модернизации всей страны. Изначальный проект Termini появился как раз на пересечении этих тенденций.
 Старый вокзал  уже не соответствовал статусу Рима как столицы новой империи, и поэтому новый решено было строить не где-то на окраине, а прямо в центре. За постройку отвечал Анджело Маццони, архитектор с классическим бэкграундом, но с симпатиями к модернизму.
Только в 1938 году был готов проект нового здания. Макет был представлен в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Главной идеей Маццони было возведение двух параллельных зданий, куда помещались все вокзальные службы: с восточной стороны – для прибытия, а с западной – для отправления поездов. Оба этих крыла соединялись галереей, выходящей на привокзальную площадь.
О Древнем Риме напоминали бы аркады боковых объемов, покрытые – как и Колизей - травертином. Подобно античным акведукам, они должны были спускаться по Эсквилинскому холму. По мере отдаления от вокзальной площади сооружения упрощались. Завершался ансамбль электроподстанцией и водонапорной башней. Их архитектура сочетала в себе торжественность классики и современные формы.



Фасад, выходящий на площадь, должен был быть монументальным и репрезентативным, а в его оформление поручалось корифею итальянской неоклассики Марчелло Пьячентини. Здесь требовалось показать мощь и величие, поэтому за основу была выбрана колоссальная колоннада.
Именно строительство главного фасада, а точнее - решение вопроса о капителях колонн, отложило завершение проекта. Началась Вторая мировая война, и грандиозная стройка была заморожена. Архитектор Маццони, также построивший вокзалы в Венеции, Тренто, Сиене и других городах, открыто симпатизировал фашизму. Поэтому после войны ему пришлось прекратить работу в Италии. Он подвергся остракизму, бежал в Колумбию в 1947 году и некоторое время строил здания в интернациональном стиле.

Новое здание. Завершение ансамбля
В том же 1947 году был проведен новый конкурс на здание вокзала. Двустороннюю концепцию Маццони решено было заменить идеей главного здания, расположенного перпендикулярно рельсам и платформам (“galleria di testa”), подобно уже построенному в Милане. В это здание нужно было перенести и все основные службы из боковых довоенных крыльев: и центральные кассы, и офисы нового Министерства транспорта, и ресторан. Выход к поездам тоже должен был осуществляться из центральной части вокзала.
 На конкурсе победили проекты команд под началом архитекторов А. Вителлоцци и Э. Монутори. Они были признаны равнозначными, и архитекторов попросили работать совместно. Решение, придуманное Вителлоцци и Монтуори, было чисто функциональным. Вместо монументальной колоннады на привокзальную площадь выходило новое административное здание. Непрерывные ленточные окна и модернистская строгость форм превращали его в простой и лаконичный экран, скрывавший со стороны площади довоенные корпуса. Само здание покоилось на столбах, “выраставших” из оснований колонн конца 1930-х годов, а его стены были облицованы травертином, заказанным Маццони еще в 1938 году. Так что определенная преемственность с первоначальным проектом все равно ощущается.
Корпуса 1930-х годов после войны были "спрятаны"
              Новое здание и железнодорожные пути соединялись поперечным коридором, который выходил к началу платформ и напоминал улицу под металлической крышей со стеклянными стенами. Лучше всего талант архитекторов проявился в помещении кассового зала. Его основой стал железобетонный свод из 33 изогнутых рёбер, динамичной волной ниспадающий прямо на площадь. Теперь это визитная карточка Stazione Termini.


 Вокзал и ценности нового времени
Подобно успеху Джузеппе Менгони с его Галерей Виктора Эммануила в Милане в XIX веке, послевоенный вокзал Термини умело синтезировал лучшие архитектурные и строительные решения своего времени. Независимым от влияний какого-либо стиля, Монтуори и его команде удалось добиться максимальной выразительности и вписать новую постройку в исторический контекст. Последнее было непросто: с вокзалом соседствуют такие памятники античности, как стена Сервия Туллия и Термы Диоклетиана. Кстати, именно в честь терм вокзал и получил свое название, созвучное со словом “терминал”.
Когда Термини был открыт в 1950 году, своей легкостью, прозрачностью, отсутствием стилистических отсылок он выражал ценности новой общественной жизни, нового политического устройства. Более того, он стал олицетворением тенденции в архитектуре, которую Бруно Дзеви назвал органикой. “Органическая архитектура, - писал он, - является одновременно общественной, технической и художественной деятельностью, направленной на создание условий для нового демократического общества. Это означает, архитектуру для человека, сохраняющую человеческий масштаб в соответствии с духовными, психологическими и фактическими потребностями людей. Поэтому органическая архитектура – это антитеза монументальной архитектуры, которая обслуживает мифы государства”

Roma Termini в XXI веке








Комментариев нет:

Отправить комментарий