вторник, 8 декабря 2015 г.

Woody Allen's Rome.


Рим Вуди Аллена. Специальный юбилейный выпуск

В среде любителей Вуди Аллена принято снисходительно относится к его европейским фильмам (исключение тут разве что "Матч-пойнт"). О художественных достоинствах и недостатках спорить можно долго, но очевидно, что в этих фильмах мы имеем дело не только с великим режиссером, но и с опытным гидом. Он долго показывал нам красоты родного Нью-Йорка, а в XXI веке решил порекламировать зрителям Старый свет. Неслучайно названия городов у него вынесены в названия фильмов: Барселона, Париж, Рим стали такими же героями Вуди Аллена, каким в свое время был Манхэттен.
В этих фильмах важную роль играет фигура фланёра, ценителя городской жизни, который никуда не спешит, праздно гуляя по улицам. Для фланёра город – источник бесконечного визуального удовольствия, где соединяются публичное и приватное, уютное и волнующе-небезопасное, день и ночь. Этот социологический термин ввёл в оборот Шарль Бодлер, а популяризовал Вальтер Беньямин. Вуди Аллен его визуализировал – сначала в образе главного героя "Полночи в Париже", затем в образе архитектора Джона Фоя в "Римских приключениях".
В некоторых рецензиях на этот итальянский фильм мастера писали, что сюжет с Алеком Болдуином (исполнителем роли Джона Фоя) вполне можно было бы вырезать из картины. Мол, фильм ничего бы не потерял. На самом деле, он лишился бы ауры уютного Рима. В итоге остался бы Рим-Вечный-город со своими памятниками (где американцы ищут дорогу к фонтану Треви), Рим-мегаполис (где легко потеряться приезжему) и Рим-столица-Италии ("большая деревня", шумный город, где происходят неожиданные встречи и сложно уединиться даже простому офисному клерку). Архитектор Джон Фой открывает нам город, в котором приятно находиться и куда хочется вернуться, город вполне подходящий для фланёра.
"Я плохой экскурсант. Я просто люблю гулять по улочкам," - говорит персонаж Алека Болдуина и отправляется наслаждаться Римом в одиночестве. Его маршрут лежит невдалеке от главных достопримечательностей, поэтому любому туристу будет под силу его повторить. И даже осмотром памятников жертвовать не надо.

Via della Pace

Piazza Navona - Ponte Sant'Angelo
Свою прогулку Джон Фой начинает на виа делла Паче. Эта улица спрятана на пути от Пьяцца Навона к мосту Сант-Анджело. Оба этих места хорошо известны: в каждом путеводителе им посвящены отдельные главы, и посетить их стоит. На пьяцца Навона - фонтан Четырех рек работы Бернини, а про мост и так все знают: фигуры ангелов его украшают тоже с подачи великого скульптора. И конечно, на площади и на мосту всегда много туристов, "аниматоров" (вроде уличных музыкантов) и торговцев сувенирами.
Джон Фой (Алек Болдуин) на via della Pace:
"I'm just not a good sightseer. I prefer just to walk through the streets"
 Совсем не такая виа делла Паче, которая затерялась рядом с пьяцца Навона. Её завершает уютная площадь перед храмом XV века. Его в 1482 году построил папа Сикст IV в честь заключения мира с Лоренцо Медичи. Отсюда и название: "pace" по-итальянски - "мир". Место здесь и правда мирное, напоминает что-то старомосковское. Сразу обнаруживается вечная тоска по Собачьей площадке, символу тихого, навсегда ушедшего города.
Ещё один кадр из фильма. На заднем плане - портик церкви Санта-Мария делла Паче

Вид в противоположную сторону. Эти же витрины можно разглядеть в фильме.
Зелень на стенах домов - всегда добавляет живописности, естественности и, пожалуй, древности.
Слева портик храма. Справа за временной стройкой в летнем кафе обедали герои фильма.
Ансамбль миниатюрной площади и фасад церкви в середине XVII в. создал архитектор Пьетро да Картона, однако близкое знакомство с храмом заставит вспомнить и более известные имена. Рафаэль Санти расписывал здесь капеллу Киджи, а великий Браманте для церкви Санта-Мария делла Паче выполнил свою первую работу в Риме. В самом начале XVI века он спроектировал гармоничный клуатр, который примыкает к храму. Там теперь проходят выставки, а на втором этаже есть кофейня: можно пить кофе и любоваться ренессансными лоджиями XVI века - красота!
Донато Браманте. Клуатр церкви Санта-Мария делла Паче. Верхний ярус
Клуатр. Внутреннее пространство и нижний ярус.

Via Margutta

Piazza del Popolo - Piazza di Spagna
На виа делла Паче Джон Фой покидает своих друзей и оказывается между двумя другими достопримечательностями - Испанской лестницей и пьяцца дель Пополо.
Лестницу все знают по фильму "Римские каникулы" (там Одри Хепберн ела мороженое), а на Пьяцца дель Пополо ("Народная площадь") нельзя упустить из вида Базилику Св. Марии. В её создании поучаствовали многие звёзды римского Возрождения и барокко: Браманте (проектировал интерьеры апсиды), Рафаэль (проектировал капеллу Киджи), Караваджо (его кисти принадлежат два холста - о распятии св. Петра и обращении св. Павла), Бернини (см. фильм "Ангелы и демоны").
Вход в церковь Санта-Мария дель Пополо
Между пьяцца дель Пополо и Пьяцца ди Спанья (с Испанской лестницей) проходит широкая улица. Обычно римские понтифики называли её  в свою честь: папа Климент VII назвал ее виа Клементина, папа Павел III - виа Паолина. Остановил эту ярмарку тщеславия папа Пий V. При нем на улице появился фонтан со статуей Силена, настолько безобразной, что её сравнивали с обезьяной. Это и дало современное название улице - виа дель Бабуино. Несмотря на уничижительное название, это была улица богатых особняков, задворками которых служила виа Маргутта. На ней и оказался Джон Фой.
Джон Фой на via Margutta
 Узкая пешеходная улица полностью мощена плиткой и буквально утопает в зелени. Городские джунгли должны выглядеть именно так: вьющиеся растения расползаются из садов, облепляют дома и перекидываются через улицу, создавая живописные арки.
Виа Маргутта. Соразмерные человеку масштабы застройки, обилие зелени, солидное культурное наследие.
Едва ли не лучшая улица в Риме.
Всевозможные заведения - от ресторанов до художественных мастерских - выглядят весьма заманчиво.
Теперь виа Маргутта - это никакие не задворки: самостоятельный район, где любят селиться люди искусства. Эта традиция началась еще с Питера Пауля Рубенса и Николя Пуссена. В ХХ веке на виа Маргутта жили, например, Джанни Родари и Джорджо де Кирико. Мир кино тоже любил эту улицу: Уильям Уайлер "поселил" сюда героя Грегори Пека в "Римских каникулах", а в реальности тут жили Федерико Феллини, Джульетта Мазина и Анна Маньяни.
Via Margutta. Дом, где жили Федерико Феллини и Джульетта Мазина
Стильная мемориальная доска на доме четы Феллини. Вместо традиционных портретов - шаржи на режиссера и его жену.
 Вуди Аллен не мог не знать про такой солидный бэкграунд. А теперь, благодаря "Римским приключениям", знаем и мы.


Via dei Neofiti

Via Nazionale - Via dei Fori Imperiale
Фланируя по городу, Джон Фой встречает молодого коллегу. На заре карьеры он ищет вдохновения в Риме, как и сам Фой в молодости. Коллега говорит, что живет на виа деи Неофити. Оказывается, именно эту улицу искал маститый архитектор во время своей прогулки. Туда и отправляются оба героя.
Джек (Джесси Айзенберг) и Джон Фой (Алек Болдуин) на виа деи Неофити
Виа деи Неофити можно найти, идя от Художественного музея в сторону Колизея или Капитолия. С виа Национале, на которой находится музей, нужно повернуть на виа Маццарино между развалин Терм Константина и Банком Италии. И по этой улице спускаться на юг до виа Паниспера.
Via Mazzarini. Термы Константина
От нее продолжить путь в том же направлении по виа ди Сант-Агата. В какой-то момент слева в перспективе улиц мелькнет махина Колизея. В первый раз его лучше увидеть именно так: величественный и не затасканный по открыткам вид. Даже не понимаешь сперва, что это там такое огромное.
Via di Sant'Agata dei Goti. Где-то здесь открывается хороший вид на Колизей.
Виа ди сант-Агата в конце концов выводит на крошечную виа деи Неофити. Название наверняка имеет отношение к студентам: неподалеку находится Папский университет св. Фомы Аквинского.
Красивое "Senso Unico" означает всего лишь "одностороннее движение"
Аллегория режиссера понятна: Джон Фой, как и его новый знакомый, был когда-то неофитом в Вечном городе. Впрочем, при выборе локации решающую роль сыграл все-таки ландшафт. Сама улица едва различима на Google.Maps, и здесь вполне можно было бы снимать гаррипоттеровский Diagon Alley, лондонский переулок, где совершали свои покупки волшебники.
Пересечение via di Sant'Agata dei Goti и via Baccina. Впереди - via dei Neofiti
Снова городские джунгли.
Вторая дверь слева - апартаменты молодого архитектора Джека. Там развернутся нешуточные страсти.
В реальном Риме на роль Diagon Alley c мастерскими и мелкими лавками может претендовать виа делла Мадонна деи Монти. По этой улице можно попасть от виа деи Неофити прямиком к античным форумам. Она заканчивается памятниками средневекового Рима: башней Конти и жилым домом XV века.
Via dei Monti. За домом XV века в конце улицы таятся главные римские руины.


Piazza Mattei

Cambidoglio / Piazza Venezia - Area Sacra Argentina
На этом путешествие Джона Фоя по уютному Риму заканчивается. Дальше он будет проводить время со своим новым знакомым в куда более известных местах. Красивый тихий Рим, однако, можно найти и в других сюжетных линиях фильма.
Молодая провинциалка теряется в столице, выйдя из отеля в парикмахерскую. По дороге лишившись телефона и окончательно заплутав, она оказывается на маленькой площади, где ее ожидает встреча с чудом. Вуди Аллен любит изучать публичное и приватное в различных сочетаниях, поэтому здесь, в удаленном спокойном месте, у него появляется целая съёмочная группа во главе с Орнеллой Мутти и другими знаменитостями. А потерянная героиня встречает своего любимого актера, и тут же отправляется с ним в кафе.
Съёмочная группа у вымышленного бара Bartaruga.
Что это за место, где исполняются мечты?
Снова - невдалеке от общепринятых достопримечательностей: стоит только спуститься с Капитолийского холма и нырнуть в густую сеть улочек на via Margana.
Множество ориентиров.

Почти сразу же окажетесь на пьяцца Маргана, где можно отдохнуть в таверне: там есть и osteria, и trattoria - можно выбрать, где посидеть.
Piazza Margana. Лет 40 назад, наверное, так же выглядела.
Лаконичная вывеска украшает еще одно заведение - pizzicheria. Это не общепит, а колбасная лавка, продуктовый магазин.

С пьяцца Маргана меньше пяти минут хода до другой площади – пьяцца Маттеи. 
К ней ведут виа деи Дельфини и виа деи Фунари. Последнюю мы знаем по стихам Бродского:  
Чем был бы Рим иначе? гидом, 
толпой музея, 
автобусом, отелем, видом
Терм, Колизея. 
А так он - место грусти, выи, 
склоненной в баре, 
и двери, запертой на виа      
дельи Фунари. 
Само стихотворение называется "Пьяцца Матеи" и начинается так: 
Я пил из этого фонтана 
в ущелье Рима. 
Теперь, не замочив кафтана, 
канаю мимо.

Бродский имеет в виду Фонтан черепах (Fontane delle Tartarughe). Около него и грустила героиня фильма. Фонтан и правда был построен для обеспечения римлян питьевой водой ещё в XVI веке.
Черепах добавили веком позже. По легенде, сделал это Бернини, чтобы "оправдать" поднятые руки юношей.
Фонтан черепах не так известен, как Треви, может быть, не так изящен, как Фонтан четырех рек, но около него самое время вспомнить, что "Italy is always retreat". Иначе говоря, здесь всегда найдётся место дауншифту.
Люди здесь чаще просто отдыхают, нежели любуются скульптурой. Кто-то курит, кто-то ест...
Этим Рим и прекрасен: в отличие от Нью-Йорка или подобных ему урбанизированных территорий он располагает к созерцанию и тихому любованию с многочисленными остановками. Поэтому и режиссер "Римских приключений" признавался, что его европейским фильмам "не требовалось этого журнального, нервозного ритма, который ощущается в Нью-Йорке". Здесь своя атмосфера и свое настроение, которое важно не упустить из виду в погоне за достопримечательностями.
 P.S.
"Рим Вуди Аллена". Карта полностью.
См. также:
ВОРОТА ВЕЧНОГО ГОРОДА
История римского вокзала Термини
КИНОГИД: МЕСТА СЪЁМОК ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛЬМОВ
Информацию из этого блога можно смело черпать перед путешествием

Комментариев нет:

Отправить комментарий