суббота, 16 января 2016 г.

Moscow. Polytechnical Society building

Дом Московского Политехнического общества. 1904-1906 гг.
 В 2016 году 110 лет исполняется одному из самых интересных доходных домов Москвы - зданию Политехнического общества, спроектированному замечательным архитектором А.В. Кузнецовым и построенному в 1904-1906 гг.
Про этот дом неоднократно писали на тематических архитектурных сайтах и даже в городской прессе, но в сети до сих пор нет развернутого комментария самого архитектора. В 1909 г. А.В. Кузнецов опубликовал в журнале "Зодчий" подробное описание своей постройки. Ниже мы приводим его почти без купюр: даже сейчас это лучшая статья о доме Политехнического общества. Иллюстрации  также взяты из журнала "Зодчий" (1909, табл. 1-4).
Источник публикации: Зодчий. 1909. № 7. С. 64-70 (нумерация страниц дана в квадратных скобках).
Вид на здание издалека


В Москве с 1904 по 1906 гг. построен дом Политехнического Общества.
На небольшом, почти прямоугольном, участке земли шириной по улице 13б6 саж., и глубиной около 21 саж., всего в 280 кв. саж. Требовалось создать пятиэтажный дом, с конторами в первом этаже, помещением Общества во 2-м этаже и квартирами в трех прочих этажах.
Руководящим мотивом при проектировании были следующие требования:
1)                 Наивыгоднейшее использование дорогого участка.
2)                 Обильное дневное освещение помещений, и
3)                 Наименьшее стеснение жизни общества доходными элементами дома – квартирами и конторами.
Первое требование удовлетворено полной застройкой всей площади подвальным этажом и малыми размерами двора в 42 кв. саж. (6х7) [13х15 м], т.е. 15 % всей площади.
 Второе требование удачно разрешилось устройством в заднем левом углу со стороны полуденного солнца низкой двухэтажной части постройки. Лучи солнца и рассеянный свет южного небосклона богато освещают дворовый периметр здания.
Третье требование удовлетворено отдельным вестибюлем (Hall) с внутренней богатой лестницей для Общества и самостоятельной служебной лестницей для квартир, проход на которую отделен от вестибюля Общества дубовой аркой с занавеской. Конторы имеют непосредственные входы с улицы и из-под проезда во двор.
Здание в разрезе с восточной стороны. Справа - главный фасад. Слева - двухэтажная южная часть
 [65]
Второй этаж состоит из следующих основных помещений общества [чертёж плана приведен ниже]:
Вестибюль в два этажа (Hall), зал заседаний по оси здания на фасаде, справа библиотека, слева столовая. По правой границе – фойе (гостиная), по задней границе двухэтажную часть занимает зал собраний площадью до 60 кв. сж.
Независимое положение зала дало возможность дать ему высоту более 11 арш. [8 м], при высоте прочих помещений 6 ½ арш. [4,5 м].
При сдаче зала под концерты это расположение оказалось почти необходимостью в смысле изоляции от звука.
Такая комбинация всех помещений дала полную циркуляцию вокруг двора.
При помощи коридора зал заседаний и библиотека как рабочие помещения остались непроходными и доступными членам общества во время сдачи прочих помещений под Общественные собрания и концерты. 
С улицы портал по оси фасада ведет по 10 ступеней вверх, в верхний вестибюль (холл) и по 8 ступеней вниз, в нижний этаж (раздевальню).
Планы подвалов и 1-го этажа
 Ввиду небольших размеров раздевальни, платье хранится под раздевальней в нижнем подвале, куда доступ облегчен четырьмя малыми лестницами в нишах.
Из раздевальни посетитель, не возвращаясь обратно к холодным сеням, поднимается непосредственно по большой задней лестнице в верхний вестибюль (холл) и помещения Общества.
В подвале, кроме служебных помещений, обозначенных на плане, в задней части под залом устроена кухня Общества с непосредственной подачей пищи подъемником в пролет полукруглой лестницы в столовую.
Две черные лестницы, обслуживая квартиры, служат также запасными выходами из зала собраний.
Второй этаж полностью занимали помещения общества
 В верхних этажах, по правой границе, квартиры имеют удлиненную форму коридорной системы.
Три левых квартиры занимают более квадратную площадь с проходным буфетом и столовой, но без коридора.
В каждой квартире устроен выступающий балкон-погреб с холодными и полухолодными отделениями для хранения продуктов и кушаний.
Квартиры обслуживаются подъемниками.
Изогнутый очерк двора дал всюду более чем удовлетворительный свет.
Над частью здания по оси его надстроен 6-й этаж, высотой до 9 арш., с антресолями со стороны двора, обработанный под студию с большим окном на север.
Выступ студии над кровлей на плане.
 [66]
Малые окна с ночи задергиваются занавесью. Плоская крыша над студией лежит от тротуара на высоте 14 саж. [28 м] и доступна для посетителей по винтовой лестнице, в левой башне северного дворового фасада.
Выступ студии со стороны двора
 При общем высоком положении территории дома, вид с такой возвышенной площадки на окрестности Москвы очень интересен.
Дом Политехнического Общества, объединяющий в своих стенах техников различных призваний для научных работ и общения, должен иметь внешность, выражающую его назначение.
Готика – лучшая и правдивейшая эпоха архитектуры, с высоко развитой техникой, с большой ясностью изображающая внешними формами структуру здания и действующие в нем статические усилия – правдивый союз техники и искусства – могла дать лучшие мотивы для архитектурной обработки этого дома.
Пышная и рациональная готика знатных домов и замков старой культурной Англии, где гостеприимный нрав хозяев и уютность помещений так хорошо сочетались с крупными размерами последних, с колоссальными оконными отверстиями и строгостью готических форм, - в совершенстве отвечала нашей задаче. 

При обработке фасадов дома высотой от 30-42 аршин [20-30 м] в узком переулке (13 аршин [10 м]) и тесном дворе вертикальные членения готических форм были очень желательны.
Та же английская готика давала прекрасные мотивы для живописной обработки двора.
[67]
Все фасады дома разработаны в поздней английской готике в стиле Тюдор (Tudor-style) со скульптурными орнаментами юного английского ренессанса времен Елизаветы (Elizabeth-style).
Такие памятники архитектуры, как Kings-College и Trinity-College в Cambridge, St. George’s Kapelle-Windsor и Hampton Court могли быть хорошими образцами.
Интересная система выступающих закрытых балконов, так называемые Bay-window и Bow-window, широко распространенная в старом английском доме, применена для всего второго этажа и частью для прочих этажей фасада дома.
 Этим достигалось увеличение световой поверхности, необходимой в тесном переулке; открывался вид вдоль улицы, и значительно увеличивалась площадь помещений.
Основной выступ зала заседаний проходит через все этажи по оси здания и имеет значительные размеры: 2,5 саж. [5,3 м] в ширину и 0,7 [1,5 м] в относе.
Справа и слева от него три окна столовой и библиотеки по типу Bay-window, объединены общими корзинами в две симметрично расположенные группы.
Отделяясь друг от друга грубым каменным фоном простенка, это три группы световых отверстий ясно выражают на фасаде три основных помещения Общества.
Окна 2-го этажа по фасаду начинаются на 12 верш. от пола и доходят почти до потолка, подчеркивая своей высотой значение второго этажа.
Пропорции окон удлинены еще сквозным по всему фасаду бронзовым фризом, части которого заключены с окнами в одну общую раму из гранитных, граненых столбов.
На среднем балконе помещен во фризе картуш с наименованием Общества; справа и слева – даты основания Общества и постройки дома. В шести прочих досках фриза на картушах изображены эмблемы отделов Общества: химического, текстильного, машиностроительного, электрического, инженерного и архитектурного.
Органическая связь 2-го этажа с верхними достигнута общим выступом среднего балкона и тесной связью корзин двух малых балконов с фризом.
Дворовая архитектура повторяет мотивы фасадной, только южный фасад зала имеет характерный силуэт повторяющихся треугольником фронтонов с тройными слуховыми окнами, как в St. Johns College, Bramshill и др. 
Южный фасад. Вид со двора
Материалом для 1-го и 2-го этажей уличного фасада послужил розовый финляндский гранит из Гангэ. Легкий каменный переплет окон второго этажа только и возможно было выполнить в этом материале.
Три верхних этажа выполнены из портландского цемента с мраморной мукой. Тон такого состава вышел зеленовато-серый.
Фон стены сделан грубой штукатуркой, чесанной вертикальными грядками проволочной метёлкой, - по Мюнхенскому образцу.
Дворовые фасады выполнены смешанным раствором из портландского цемента и извести с примесью кобальта.
При таком составе получилась прочная окрашенная штукатурка серого цвета. Шероховатая поверхность ее получилась простой плоской метелкой из изрубленных березовых прутьев.
Трафаретные орнаменты на малых балконах фасада и между третьим и четвертым этажами во дворе получались при помощи деревянного, выпиленного по рисунку, шаблону, накладываемого на гладкое штукатуренное поле и забрасываемое раствором через сито.
В отделе внутренних помещений над готическими формами стиля Тюдор преобладает ренессанс Елизаветы и ее приемника Якова I.
Вестибюль
 В главном вестибюле (Hall) готические формы деревянного фахверкового потолка, окна и арок сопровождаются богато орнаментированными, пропильными перилами дубовой лестницы в ренессансе времён Якова I – (Aston HallWarwickshire, Crewe HallCheshire).
[68]
Стены вестибюля окрашены в матовый, зеленовато-голубой цвет. На дубе, мореном в темно-коричневый цвет, сделана обивка диванов из желто-золотистого сукна.
Потолок – цвета слоновой кости с дубовым фахверком. Освещается вестибюль двумя хрустальными фонарями на дубовых колоннах.
Вестибюль. Лестница
 В зале заседаний дубовые панели и двери готического характера сопровождаются дверными наличниками и пилястрами с филенками ренессанса.
Дубовый потолок образует рамку вокруг среднего поля, затянутого тканью.
Цинковый, под бронзу, венок на потолке объединяет все отделы техники, изображенные на отдельных гербах эмблемами. Стены затянуты льняной грубой тканью с выделкой под гобелен, с нанесением трафаретом в три тона крупного декоративного рисунка.
Плюшевая обивка мебели, драпри, стены и средняя часть потолка – мягкого малинового тона. Дуб серо-коричневый.
Зал заседаний
 Потолок, мебель и декорация стен свободного рисунка, но в духе английского ренессанса. Расположение мебели видно на плане второго этажа. В библиотеке все стены до потолка заняты дубовыми шкафами.
Малые двусторонние шкафы, высотой до 3 аршин [2,1 м], перпендикулярные простенкам, образуют уютные ложи, удобные для чтений и занятий.
Посередине большой восьмигранный стол для новых журналов.
Стенными шкафами замаскированы подъемник и калорифер, отапливающий библиотеку и зал заседаний.
Филенки шкафов и детали мебели носят характер времени Елизаветы.
Библиотека
 Лепной потолок библиотеки имеет рисунок эпохи вырождения веерных сводов Тюдоров во время Якова I (см. Wakenhurst Parham Hall в Sussex, Loseley у Guildford).
Дуб заморен в красновато-коричневый цвет при оливково-зеленой плюшевой обивке.
В столовой характерных английских деталей значительно меньше. Только потолок с имитацией дубового фахверка носит английский оттенок. Панели упрощенного гладкого рисунка. Сверх панели обои под ткань. При светлом натуральном дубе – обивка зеленовато-голубая.
Зал собраний перекрыт легким бетонным сводом с распалубками, обработанными в виде пышных веерных сводов стиля Тюдор. Нервюры свода образуют своеобразный рисунок произвольного характера.
Зал собраний
 Ниши затянуты льняной тканью с трафаретным рисунком бронзой по голубому фону. Окраска зала цвета слоновой кости с позолотой.
Из конструктивных особенностей дома Политехнического Общества заслуживают внимания стропила с подвесным потолком зала и гранитный выступающий средний балкон фасада.
[Далее с техническими подробностями приводится описание конструктивных особенностей фальш-свода в зале собраний. Сводится к тому, что зал перекрыт стальными фермами, а декоративный свод лишь подвешен к ним на стальных тягах]. 
Конструктивные особенности свода актового зала
 [70]
Вся эта конструкция,  так удачно сочетающаяся с треугольными фронтонами зала, давала существенные выгоды для освещения двора и сберегала кладку во фронтовой стене.
В конструкции среднего фасадного балкона затруднения возникали от большого веса его гранитной кладки и значительного выноса. Чтобы разгрузить и без того тяжелую корзину, гранитные колонны были подвешены к балкам 3-го этажа.
[...]

Комментариев нет:

Отправить комментарий