В отделе "Пресня" Музея современной истории России теперь работает обновленная экспозиция "История российской повседневности. XX век". Она открылась в феврале лекцией Дениса Ромодина об истории московских квартир за полтора столетия (вторая половина XIX – начало ХХ века), в которой самым интересным был рассказ о ближайшем окружении жителей. Так, ковёр и сервант появились в квартирах ещё до революции; после Войны неотъемлемыми атрибутами стали телевизоры и холодильники, а, например, раскладной стол и диван-кровать пришли в СССР из скандинавских стран (как, впрочем, и массовая серия панельных домов К-7).
Археология повседневности, предпринятая музеем и Д.В.
Ромодиным, всегда интересна. Благодаря ей когда-то стали успешными передачи и
книги Леонида Парфёнова из серии "Намедни. Наша эра". В каждом томе, начиная с
1946 года, у классика отечественного телевидения находится место предметам
интерьера. В "Нашей эре", однако, нет отдельной статьи, посвященной такому
важному предмету как сервант, или буфет. Тем не менее, сервант часто
встречается на страницах книг: то он – одна из доминант комнаты советской семьи
(Мирный уют, 1948), то составная часть мебельного гарнитура или популярного
шкафа "Хельга" (Группа советских войск в Германии, 1969), то элемент популярной
"стенки", наконец (Стенка, 1976).
Даже в статье о минимализме в новых квартирах (Новая обстановка, 1963) у Л. Парфёнова буфету тоже находится место - на фото.
У Наталии Лебиной, научно изучающей советскую
повседневность, тоже нет отдельной статьи про сервант в её "Энциклопедии
банальностей". Однако в разных статьях этой книги появляются сюжеты, связанные с
ним.
И всё же все выросшие в СССР так или иначе сталкивались с
буфетами и сервантами. Оба предназначены, в основном, для хранения посуды. Разница
только в том, что у буфета есть ниша между верхним и нижним отделениями, а у
серванта – нет. Самые простые серванты можно было встретить на кухнях (иногда
они заменяли кухонные гарнитуры), аляповатые кустарного производства – на дачах
и в сельских домах. У кого-то сохранились дореволюционные тяжёлые буфеты с
резными украшениями. Но самыми популярными были плоские серванты эпохи
массового индустриального производства: их было удобно располагать в тесных
хрущёвках.
Как отметил на лекции Денис Ромодин, именно в расчёте на
советских людей, привыкших к сервантам, производители пристенных
шкафов-гарнитуров (тех самых "стенок") из братских европейских стран ввели секцию
со стеклянными дверцами и зеркальной задней стеной.
Самые строгие "стенки" не обходились без стеклянных секций для демонстрации нажитого. А. М. Шевченко и др. (Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели, Москва). Мебель для общей комнаты. 1983
Акцент на особой роли серванта в советском жилище сделала
американская исследовательница русского происхождения Светлана Бойм. Она
писала, что телевизор и застекленная полка серванта в советской квартире взяли
на себя функции печи и красного угла.
Советские фотографии лишь подтверждают броское сравнение Светланы Бойм. Сервант и телевизор. 1950-е гг.
Сервант и телевизор. 1980-е гг.
Илья Утехин в книге о коммунальных квартирах сравнивает сервант с очагом, местом фамильных ценностей, которыми ещё не обзавелась молодёжь. [1]
Можно сказать и по-другому: телевизор связал советского
человека с мировым техническим развитием, а сервант – с дореволюционной
традицией.
Первые буфеты и серванты появились во дворцах знати. Вот
типичное описание парадной столовой XIX века: "Одним из самых дорогих изделий был парадный трехъярусный
буфет из резного дуба. В описи имущества он оценен в 15 тыс. рублей. Как
правило, в таких буфетах выставлялись самые ценные предметы прикладного
искусства." [2]
Или такое: "С 1851 года … мощные формы и торжественное содержание
поддерживал буфет с четким растительно-геометрическим узором работы
французского мастера Гийома. Он предназначался специально для хранения двух
фамильных столовых сервизов, заказанных в Дрездене и на парижской фабрике
Даготи." [3]
Из дворцов буфеты и серванты перекочевали в особняки, а
оттуда – в квартиры доходных домов, которые долго сохраняли дворцовую
планировку.
Столовая в квартире артистки оперы Марии Александровны Михайловой. Санкт-Петербург. Фонарный переулок, 1
Позже такие роскошные предметы мебели попадали в квартиры
советских граждан. В своей книге Наталия Лебина рассказывает такую историю. В
Петрограде летом 1922 г.
по просьбе заместителя председателя Петросовета Б. Позерна в пустующих
квартирах одного из шикарных домов был разыскан уникальный буфет красного дерева.
Его передали в собственность семьи функционера. [4]
В то время многие доходные дома превращались в коммуналки, а
вся обстановка зачастую доставалась новым жителям. На первых порах советскому
человеку приходилось строить новый быт, живя в старорежимных домах среди лепнины
и других изысканных атрибутов.
С распространением массового производства мебели в 1950-е
гг. появились советские буфеты, которые оформлялись "художественным стилем" и
носили отпечаток сталинской имперской роскоши.
Квартира бурильщика Петра Клембета (журнал "Советский Союз". 1954. № 1): "Шикарной считалась комната, в которой
посередине стоял круглый или овальный полированный стол… Неподалеку
располагался буфет, обычно темный, с небольшим количеством стёкол." [5]
Полки таких буфетов – помимо гостевых сервизов –
предлагалось наполнять предметами мелкой пластики: "красивы фарфоровые фигурки
балерины, девушки-украинки, узбечки с хлопком и др., выпускаемые нашей
фарфоровой промышленностью" (см. на заднем плане). [6]
Описание типичного содержимого серванта есть в книге
Светланы Бойм: "Все предметы аккуратно расставлены: большое пластиковое яблоко,
привезенное из родной белорусской деревни, китайский термос с яркими растительными
узорами, натуралистичная фарфоровая собака, три бутылочки с разными стеклянными
цветками – маргаритками и какими-то экзотическими красными цветами не без
оттенка элегантности; самовар, набор советских фарфоровых чашек в народном
стиле. Всё это ценные украшения не для повседневного использования, - замечает
автор." [7]
Журнал "Советский Союз". 1954. № 6
Всё так и было. Серванты заполнялись благородной посудой
(фарфор, хрусталь), сувенирами и безделушками, несмотря на советскую пропаганду
нового быта и борьбу с хозобрастанием (1920-е гг.), мещанством (1960-е) и
вещизмом (1970-е).
Официальные кампании сопровождались острым дефицитом и
потому часто приводили к обратным результатам. Как однажды сказал Юрий Сапрыкин,
раз вещь нельзя было просто так купить, "у неё появлялась какая-то своя эмоционально
насыщенная личная история". [8] Многие такие вещи скапливались на полках сервантов,
которые превращались в своеобразные алтари достатка советского человека.
Была у них ещё одна важная функция: в эпоху индустриального строительства
жилья одинаковых квартир и одинаковой обстановки содержимое сервантов становилось
важным индивидуализирующим фактором. Сейчас
это может показаться мещанством, но тогда, по воспоминаниям современников,
"стремление к вещам было одним из немногих средств забвения, видом национального
спорта". [9]
Привычка оказалась настолько живучей, что даже в начале 21-го
века в эмигрантской среде считалось, что наличие шкафа с хрусталём делает дом
более "русским", как выяснилось в ходе социологического исследования. [10]
Если во времена СССР серванты были персональной выставкой
достижений хозяев, то в современной России в некоторых квартирах они и правда
превратились в красные углы: на полках появились иконы. "Если в серванте с
посудой иконы ставить нельзя, то можно ли их ставить на сервант," - спрашивают теперь на форумах прихожане."Жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо
выглядывает с комода или серванта прислоненный к случайной вазочке
покоробленный бумажный образок в пол-ладони," - наставляют священники.
"Красный угол" в советской обстановке современной квартиры.
Предметы мелкой пластики, например, фарфоровые звери
Ломоносовского завода, вместе с тем не исчезли. Многие, наоборот, обретя
почтенный возраст и антикварный статус, вернулись на видное место.
В некоторых квартирах сохранилась даже ось "телевизор-сервант". Фото из блога In [Soviet] Russia
Сам сервант/буфет, кажется, вновь вошёл в моду и стал самостоятельным предметом мебели. Как говорят теперь дизайнеры интерьеров, "предметы декора не украшают, а всего лишь дополняют утонченность и благородство форм своего хранителя".
Примечания:
[1] Утехин И.В. Очерки коммунального быта. М., 2004
[2] Малинина Т.А., Суздалева Т.Э. Дворец великого князя Алексея Александровича.
[3] Грицак Е. Бахчисарай и дворцы Крыма.
[4] Лебина Н. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. СПб., 2006. С. 369
[5] Лебина Н. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: деструкция большого стиля. СПб., 2015. С. 34
[6] Работница. 1955. № 11. С. 25
[7] Boym, S. Common places: mythologies of everyday life in Russia. Harvard University Press, 1994. pp. 151-152
[8] Как устроена советская повседневность. Лекция Юрия Сапрыкина и Татьяны Дашковой.
[9] Герман М.Ю. Сложное прошедшее. СПб., 2000. С. 420
[10] Печурина А. Там русский дух…: вещи в доме как способ визуализации идентичности мигрантов в Великобритании // Визуальная антропология: настройка оптики. М., 2009. С. 222
[5] Лебина Н. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: деструкция большого стиля. СПб., 2015. С. 34
[6] Работница. 1955. № 11. С. 25
[7] Boym, S. Common places: mythologies of everyday life in Russia. Harvard University Press, 1994. pp. 151-152
[8] Как устроена советская повседневность. Лекция Юрия Сапрыкина и Татьяны Дашковой.
[9] Герман М.Ю. Сложное прошедшее. СПб., 2000. С. 420
[10] Печурина А. Там русский дух…: вещи в доме как способ визуализации идентичности мигрантов в Великобритании // Визуальная антропология: настройка оптики. М., 2009. С. 222
Комментариев нет:
Отправить комментарий