Дом
архитектора Мельникова в Москве знают все – чудо авангарда, цилиндрическое
украшение столицы. Куда менее известен дом другого Мельникова, промышленника и
топливного магната. Его особняк сейчас тихо разрушается в Волковом переулке на
Пресне.
"Тихо" здесь –
ключевое слово, которое сопровождает этот дом на протяжении 110 лет его
истории. Построенный в 1905 году московским архитектором "первого ряда" для
богатого купца, он как будто спрятался на промышленной окраине Москвы. Ему
удалось уцелеть во время коренной перестройки района и прожить больше века,
особо не привлекая внимания к себе. Вот и сейчас стоит он брошенный, а о его
будущем ничего не известно.
Обо всём по
порядку. Волков переулок – это задворки Московского зоопарка, и почти вся его
чётная сторона – глухая ограда, за которой слышны непривычные крики диких птиц
и зверей. А вообще, место спокойное и неприметное: ландшафт формируют упомянутый
забор и советские серийные многоэтажки. Ничего необычного, но идя с Красной
Пресни, по левую руку можно заметить сначала небольшую усадьбу, а через один
дом – хороший образец московского модерна, особняк В.К. Мельникова.
Встретить
здесь подобное не ожидаешь: дома в таком стиле - не редкость внутри Садового
кольца, а здесь вроде как не место для буржуазной архитектуры. Почти все особняки
с обеих сторон Красной Пресни шли под снос – в советские годы разворачивалось массовое
строительство: рабочих многочисленных заводов надо было обеспечивать жильем.
Пресня ведь с XIX века - пролетарская твердыня, "красный бастион" среди рабочих
кварталов Москвы. Концентрация капитала тут и правда была велика: на тесном
пространстве размещались многочисленные производства – Прохоровская
мануфактура, мебельная фабрика Шмита, металлический завод Грачёва, предприятие
известной фирмы Мюр и Мерилиз.
Волков переулок. Чётная сторона. Фото Анастасии Петровой |
Близость к
промышленным центрам, налаженная инфраструктура и доступность жилья манила на эту
окраину Москвы не только рабочих, но и людей с деньгами. Рядом со своей
фабрикой строили особняки Прохоровы, знаменитый коллекционер древностей П.И.
Щукин основал музей в окрестностях зоопарка, а потом и вовсе стал строить
собственный дом в этих краях. Даже великий скульптор Конёнков снимал мастерскую на
Большой Пресне.
Район стал
воплощением всех противоречий индустриального века: стремление к технике и
одновременно – к природе, вовлеченность в сумасшедшую городскую жизнь и тяга к
уединению, интерес к интимному и желание демонстрировать свои достижения. Эти
же противоречия старался разрешить и владелец особняка в Волковом переулке. Раз
на промышленной окраине выпало селиться, лучше жить поближе к зелени, к
деревьям. Поэтому Мельников и выбирает
участок рядом с зоосадом. К строительству привлекает архитектора, который потом
прославится как неоклассик – Владимира Адамовича. Перед ним стояла двоякая
задача: с одной стороны, дом должен стать визитной карточкой владельца,
выделяться на улице, с другой – быть максимально камерным; уютным убежищем
среди бурной жизни города. Для этого Адамович отодвигает дом Мельникова от красной линии
переулка и дает место небольшому палисаднику – призрачной защите от проезжей улицы.
Фото 1907 г. Рассматривать детали можно бесконечно |
Расположенный
с отступом дом, однако, не заслонен ни деревьями, ни кустарником, он доминирует
на окружающей территории. Есть замечательное фото, где дом как бы следит за
тем, что происходит у соседей, в зоопарке.
Фото начала 1930-х гг. Дом Мельникова слева |
На улицу дом
обращен внушительным башенным объёмом, в котором чувствуется что-то английское.
Его круглое слуховое окно-глаз смотрит свысока и вдаль. Другое окно-экран вроде
бы открывает дом улице, но сферические стекла и дробные переплеты надежно
защищают внутренний мир от посторонних глаз.
Прямоугольные
пилоны ограды, вторящие им завершения кровли слева и оформление правого окна-экрана – явное
напоминание о венском сецессионе, в котором изогнутость линий соседствовала с
монументальностью форм.
Вся
композиция вырастает изнутри наружу и лишена симметрии и канонических акцентов.
Входная группа – лестница и небольшой тамбур под балконом – сдвинута вглубь и в
сторону, а двери и вовсе не видно. Любой другой стиль не стал бы пренебрегать
таким важным элементом, но модерн может позволить себе такую роскошь.
Дверь не так-то легко разглядеть с улицы |
Интересно,
что дом почти лишён декоративности за исключением некоторых отдельных деталей.
Обычно москвичи увлекались нарядностью и прихотливой орнаментикой французского
ар нуво. А тут – как будто строгий английский особняк, сплошь покрытый
глазурованной плиткой. Такое впечатление усиливают видимые с улицы постройки
двора – это уже викторианский стиль в чистом виде.
На территории двора. Фото Кирилла Самурского |
Сочетания кирпичной плоскости стены и белокаменных украшений - явные "англицизмы". |
Конура в стиле модерн. И такое там есть |
А если обойти
дом по периметру, обнаружим, что самый большой объём выполнен из дерева в духе
дачных построек того времени. В этой простой деревянной архитектуре модерн
представлен лишь темно-синей окантовкой под самой кровлей. На ней элегантные кронштейны
чередуются с металлическими кольцами и составляют минималистичный орнамент. Не
изба, конечно, но вполне себе загородная дача в черте тогдашней Москвы.
Стоит
обратить внимание и на забор. В рисунке ограды несколько раз проявляется мотив
спирали. Как писала М.В. Нащокина, спирали, завитки и перевернутые треугольники
– это всё влияние графического языка Густава Климта на московский модерн.
Подобные украшения любил, например, Ф. Шехтель.
2009 год. Фото Константина Сергеева |
2009 год. Фото Анастасии Петровой |
2016 год |
Так
случилось, что эта небольшая постройка архитектора Адамовича пережила все
катаклизмы ХХ века, более того, продолжала функционировать, когда более крепкие
и более значительные сооружения попросту исчезали. Другой памятник пресненского
модерна – Бирюковские бани – не пережил очередной перестройки улицы в 1980 году,
а дом Мельникова, видимо, спасла тишина Волкова переулка.
Особняк купца
в советское время стали использовать как противотуберкулезный диспансер. Им он
и оставался до 2013-го года. И было в этом что-то от стилистики 1920-х годов,
когда в бывших частных владениях открывались санатории и дома отдыха
трудящихся.
На территорию
тубдиспансера заходили как на дачу: открывали калитку, попадали в деревянный
дом, поднимались по фигурной лестнице. Впечатление, что из центра Москвы
переносишься куда-нибудь в Переделкино. Картину дополнял местный персонал:
аккуратные старушки-санитарки с неспешными разговорами во время очередных
"уколов Манту". Из оригинальных элементов интерьера запоминались витраж и
светильник на лестнице. Диспансер пресненцы часто называли "домиком за зоопарком",
в память врезалась именно деревянная, непарадная, часть. Получается,
задумка Мельникова и Адамовича удалась: уют и узнаваемость соединились здесь и
просуществовали более ста лет.
Свидетельства Кирилла Самурского, опубликованные в 2010 году - пока единственные фотографии дома внутри |
Лестница. Светильник |
Паучки на стеклах светильника. Типичный модерн! |
Мотив круга на тонких каннелюрах - ещё один привет Венскому сецессиону |
Дом и теперь
всё также стоит в Волковом переулке. Он здесь главная
достопримечательность. Диспансер был выселен несколько лет назад, в 2014 году
здание отнесли к выявленным объектам культурного наследия, а в 2015 году
случился пожар. После него в кровле зияют огромные дыры, наверняка рушатся
остатки оригинального интерьера, и с этим надо что-то делать.
Крыша разрушена, перекрытия обгорели |
Часть хозяйственных построек слева после пожара исчезла. |
Дом охраняют лишь кошки. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий