|
Редкие фотографии 1980-1990-х и нынешние перспективы |
Поиграем в
урбанистов. Какими средствами выразить идею, что Москва – город
привлекательный? "Привлекательный" значит современный, удобный, необычный,
интересный, город с историей. Что показывать? – архитектуру, людей, Парк
Горького? 20 лет назад такой же вопрос стоял перед Константином Эрнстом и
режиссером Денисом Евстигнеевым. Официально они снимали промо-ролики
обновленного Первого канала (ОРТ), а фактически –
создавали новый национальный миф, в котором Москве отводилась особая роль. После мрачных перестроечных
образов (в духе "Такси-блюз") нужно было показать привлекательную столицу. Какой
же символ выбрали для этого Эрнст и Евстигнеев? Московский троллейбус!
|
"Это мой город". Старый образ новой Москвы. 1995 год. Петровский бульвар. |
Пожилой
Олег Ефремов везёт юную студентку по старым московским улицам к Главному зданию МГУ.
Тут и узнаваемые топонимы, и связь поколений, и сталинская высотка. Но и выбор
транспорта не случаен. Троллейбус – такой же символ Москвы, как Арбат, Кремль
или высотки. Троллейбусная сеть в российской столице – мировой рекордсмен по
протяженности — 600 км
линий, 85 маршрутов. Транспорт прочно закрепился в культуре – не только
благодаря
знаменитой песне Булата Окуджавы, но и советскому кино.
В фильме "Июльский дождь" (М.
Хуциев) есть
музыкальный этюд, в котором из густого утреннего тумана медленно
выплывают троллейбусы, один за другим, бесшумно проезжая по Бульварному кольцу.
Все помнят
погоню троллейбуса за "Волгой" Деточкина в "Берегись автомобиля" Э.
Рязанова.
|
Х/ф "Берегись автомобиля!". Ольга Аросева за рулём СВАРЗ МТБЭС. |
И не только в
кино: стоит открыть
советский парадный альбом о Москве – троллейбусы видны на многих снимках. Архетипичная картинка того времени: вишнёвая
машина с хромированным росчерком СВАРЗ на фоне светлых новостроек Нового Арбата
|
Новый Арбат / Калининский проспект. 1967 год |
Иностранцы, приезжая в Москву фотографировали не только Красную площадь и ВДНХ
– их привлекал и этот стильный и необычный транспорт.
|
Посадка на троллейбус № 9. Пушечная ул. 1989 г. Источник |
|
Троллейбус № 20. Старый маршрут: Охотный ряд - Серебряный бор. Тверская ул. 1991 г. Источник |
|
Иногда фотографов привлекали экзотичные служебные троллейбусы. Справа сейчас "Смоленский пассаж". 1986 г. Источник |
Джон Лоу
в 1988 году сфотографировал троллейбусы у гостиницы "Россия", зарезервированные под
экскурсии. Их точный маршрут неизвестен, но тогда троллейбусная сеть позволяла им
объезжать вокруг Кремля, была даже остановка рядом с Александровским садом.
|
Экскурсионный троллейбус на набережной у гостиницы "Россия" |
|
Троллейбус № 25 на Васильевском спуске. Когда-то он ходил по маршруту Даниловская площадь - проспект Буденного |
|
Троллейбус № 33 (проспект Калинина - ул. Кравченко) на Манежной ул. |
|
Троддейбус № 2 (ул. Генерала Ермолова - пл. Ногина). Манежная пл. |
Остатки той
прежней троллейбусной инфраструктуры есть и сейчас. Например, до сих пор действует
маршрут № 2, лучший способ быстро познакомиться с главными
достопримечательностями Москвы. На него можно сесть у Парка Победы (посмотрев
панораму Бородинская битва и Триумфальную арку), проехать через весь
Кутузовский проспект, Новый Арбат, часть Бульварного кольца, обогнуть Храм
Христа Спасителя, добраться до Кремля и выйти у Библиотеки Ленина перед
Манежем, Кутафьей башней и Дворцом съездов. Некоторые энтузиасты даже
проводили экскурсии по такому маршруту.
|
Троллейбус на Кутузовском проспекте. Апрель 2016 |
|
Троллейбус № 2 в начале Воздвиженки, у Библиотеки им. Ленина. Апрель 2016 |
Правда, маршрут
№ 2 в своём нынешнем виде может исчезнуть уже в этом году. Так же, как другие
центральные маршруты, например, по Тверской улице, где троллейбус
ходит с 1933 г.
Уже в 2016 г.
мэрия Москвы
планирует прекратить движение по некоторым центральным улицам,
включая Тверскую ул., Новый Арбат, Бульварное кольцо и другие. С учётом
имеющихся планов, не менее пяти троллейбусных маршрутов —
№№ 1,
2,
12,
33 и
44 — попадают
под сокращение.
|
Троллейбус как самый массовый транспорт на Тверской ул. Фото 1930-х гг. из газеты "Правда" |
Так центр Москвы
может лишиться важной московской достопримечательности, но что ещё хуже – это может
стать шагом к дальнейшему уничтожению экологичного электротранспорта.
Выпилив сеть,
например, на Тверской, через год будет следующий этап: выпиливание сети на
Ленинградском проспекте. Аргументация будет такая: сеть экономически не выгодно
содержать. Под ней ходит слишком мало троллейбусов. И это будет правдой — ведь значительная часть маршрутов, которые пользуются
проводами на Ленинградке, будут теперь автобусными, а содержать провода для
оставшихся станет невыгодно.
http://maxkatz.livejournal.com/497801.html
Судьбой
московского троллейбуса обеспокоилась даже западная пресса. Британский
The Guardian описал ситуацию,
проиллюстрировав статью архивными фотографиями.
|
Троллейбус на Манежной пл. около гостиницы "Москва" |
Городские
власти объявили, что троллейбусная сеть очень старая, и её необходимо
демонтировать из-за больших энергопотерь, а из-за низкой мощности электрических
подстанций невозможно выпустить на маршрут достаточное количество троллейбусов.
Эти
аргументы опровергли сотрудники «Мосгортранса», которые (действительно смелый
шаг) опубликовали
открытое письмо мэру Москвы. В письме говорится, что
контактная сеть на центральных улицах была недавно модернизирована, контактный
провод и спецчасти системы на центральных улицах новые, энергопотерь нет.
Сотрудники выражают удивление тем фактом, что демонтажу подлежит только что
купленное и установленное оборудование.
Транспортные
эксперты задаются вопросом, откуда у мэрии такая нелюбовь к троллейбусам.
Ответ обычный: просто бизнес. В Москве в мае—июне 2016 года 67 маршрутов «Мосгортранса»
будет передано частным перевозчикам. Среди заявителей нет крупных
компаний-перевозчиков. И это странно. Судя по всему, «новая модель» призвана
перераспределить финансовые потоки. Жертвой этого процесса и оказываются
троллейбусы: электротранспорт сложно передать в частные руки, содержание
требует масштабных затрат и усилий. Зато парки, депо и тяговые подстанции
являются ценным земельным активом, который высвобождается при закрытии
троллейбусной сети.
Из-за непрозрачных бизнес-интересов власти лишают город не только богатой истории и
традиций, но и будущего.
Такая позиция
была раскритикована, в частности, всемирно известным экспертом В. Вучиком, одно
время консультировавшим мэрию Москвы.
Города, которые последовательно улучшали
свой общественный транспорт, такие как Сингапур, Сан-Франциско, Мюнхен и Цюрих,
использовали для своих основных артерий не «гибкие» автобусы, но стабильный,
фиксированный электрический транспорт, который привлекает больше пассажиров и
ведет к улучшенному городскому планированию и проектированию, - пишет Вучик в
статье для "Ведомостей".
Все предпосылки для развития такого транспорта в Москве сейчас
есть. Удастся ли их сохранить или Москва повторит американские ошибки середины
ХХ века (когда троллейбусы заменялись автобусами) – решится в этом году.
Расчеты
показали, что обновление троллейбусной сети куда более перспективно, чем замена
на автобусы. Часто в мире происходит как раз наоборот. Китай – лидер в
производстве электробусов, но в Пекине из автобусной скоростной линии была
сделана троллейбусная. В Рим троллейбусы вернулись в 2005 году, спустя 33 года
после полного исчезновения. Это неудивительно, потому что троллебус не просто
экологичнее автобусов, он тише, долговечнее, дешевле и проще в обслуживании в
долгосрочной перспективе. Все плюсы троллейбусов уже давно суммированы, а мифы об их нерентабельности развенчаны, см.
здесь.
Спасибо! Отличный текст, прекрасные картинки
ОтветитьУдалить