понедельник, 22 августа 2016 г.

Vyborg Library by Alvar Aalto.

В 2013 году в Выборге (Ленинградская область) появилась достопримечательность мирового уровня, о которой не все ещё слышали. Это городская библиотека. Вообще-то она существует там с 1935 года, когда её построил основоположник скандинавского промдизайна Алвар Аалто. А вот первоначальный вид зданию вернули недавно. И теперь этот шедевр можно рассматривать глазами и трогать руками изнутри и снаружи. Изнутри даже лучше.

Городская библиотека Выборга. Август 2016
Зачем идти в библиотеку Алвара Аалто в Выборге?
Есть несколько очевидных причин. Их, как водится, пять.

Причина первая: перед нами пример "тёплой ламповой" архитектуры. Функционализм обычно воспринимается прагматичным, отстранённым, неуютным, холодным.  "Серые и странные дома," - типичный отзыв на архитектуру советского конструктивизма да и на весь модернизм. Но библиотека Аалто - великий памятник не только модернизма, но и гуманизма. Здание в центре города, среди зелени главного городского парка - эспланады. Там ещё скульптура лося рядом.
Библиотека прячется на заднем плане. Август 2012
Объём - хотя и прямоугольный - решён так, что взгляду нескучно. Главный вход выделен натуральным камнем. От него тянутся витрины конференц-зала.
Главный вход оформлен мыльным камнем

С одной стороны гладь штукатурки почти во всю стену, с другой - сплошное остекление.  Один объём распластан по земле, другой превращается в куб и уходит вверх.
Слева скрываются читальные залы. Справа - сплошное остекление лестницы
Вид сзади. Самые нижние окна освещают подвал-книгохранилище
Открытая галерея второго этажа и лестница на крышу
Вентялтционные шахты читального зала

Непонятно, где центр композиции.

Отсюда - вторая причина. Только внутри можно распознать ядро постройки. Подобно памятникам модерна (ар нуво) здание библиотеки вырастает изнутри наружу. В таком случае центром композиции обычно была лестница - от нее в разные стороны разрастались другие помещения. Центр библиотеки - лифт для доставки книг.
Лифт для книг прямо под рукой библиотекаря (деревянный короб слева)

Оригинальная конструкция лифта полностью восстановлена
Он соединяет кафедру абонемента (наивысшая точка внутри здания) с подвалом-книгохранилищем. Шахта лифта "обвита" лестницей для сотрудников. Лестница объединяет абонемент, читальный зал, кабинку регистрации и служебное помещение в детском зале, откуда прямой ход ведет в книгохранилище.
У лестницы есть выходы на все служебные помещения
Этот цилиндр (шахта лифта и винтовая лестница) - архитектурный и смысловой центр библиотеки. Ведь главная задача здесь - выдавать книги.

Третья причина - библиотека сразу переносит в другое измерение: хочется присесть, полистать книги и газеты. Такого чувства нет, например, в Ленинской библиотеке в Москве. Там - дворец, попадая в который не знаешь, за что хвататься - то ли люстры разглядывать, то ли фланировать между колонн, уходящих в небо, то ли сразу искать буфет. Здесь не так, и в этом сила функционализма Аалто.
Вход в иное измерение
Для занятий в библиотеке что нужно? Концентрация, тишина, хорошее освещение, комфорт - чтобы сидеть удобно было, чтобы не жарко и не холодно. Вот как решил эти задачи Алвар Аалто:
- Минимум отвлекающих факторов: кафедра выдачи книг "парит" над читальным залом (нынешнюю стойку внизу добавили в 1960-е), читатели остаются наедине с книгами - кроме стеллажей и столов никакой лишней обстановки. Даже радиаторов отопления там не увидишь, они вмонтированы в потолок.
Тишина, уют, освещенность
- Толщина стен - 75 см. Со стороны улицы полная изоляция, а в толстых стенах можно разместить систему вентиляции, что и было сделано. Пол покрыт шумопоглощающим линолеумом с добавлением пробковой стружки. Гулких шагов там не слышно.
- Самое остроумное решение - свет. В потолке сделано 57 конусных отверстий. Через них никогда не проходят прямые солнечные лучи - только рассеянный свет. Это хорошо и для читателей (ни солнца в глаза, ни резких теней), и для книг (прямой солнечный свет не угрожает).
Авторские расчёты  естественного освещения. Источник
Это и для помещения хорошо, потому что в ниши между конусами освещения удалось убрать змеевидные трубы отопления и проводку. Источники искусственного света тоже вмонтированы в потолок, но светят не на читательские столы а в белые стены. Поэтому искусственный свет тоже получается рассеянным.
Источники искусственного света между конусными отверстиями
- Мебель тоже отвечает за комфорт и концентрацию. Но про дизайн мебели - отдельно.

Итак, четвёртая причина - дизайн интерьера. Знаменитый скандинавский стиль, IKEA - они не появились бы без Алвара Аалто. Для библиотеки в Выборге он ещё в 1933 году создал знаменитый Табурет-60 (Stool 60), применив простую но по тем временам новаторскую технологию - ножки из гнутой фанеры.
Stool 60 даже в штабелях смотрится аккуратно
Конференц-зал библиотеки был общегородским залом для собраний, лекций и даже для танцевальных вечеров. Сидений нужно было много, но в то же время их надо было убирать во время танцев. Так появилась экономичные табуретки, которые в нужный момент можно просто составить в аккуратные штабеля. Сам дизайн оценили потомки: детище Аалто теперь в постоянной экспозиции Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, а IKEA старательно копирует внешний вид (правда, их табуреты имеют 4 ножки, а у Stool 60 их три).
Раздвижные двери зала. Покрыты темно-синим бархатом
Волнистый деревянный потолок для лучшей акустики. Поэтому здесь только напольное освещение
Зал-трансформер в лучших традициях модернизма

Кое-где авторские интерьеры были изменены в соответствии с духом времени. Например, в зале газет и журналов уже нет газетных стендов: там теперь обычные столы.
Зал периодики имеет отдельный вход с проспекта Суворова.
Создан новый зал краеведения, он тоже оснащён новой мебелью, но дух Аалто присутствует: столы там без углов и составных элементов, повторяют мотив волны. Сделаны так специально, чтобы удобно было листать громоздкие подшивки старых газет.
Зал краеведения с оригинальными столами

Пятая причина охватывет все предыдущие - это научная реставрация библиотеки, без которой восторгаться зданием и ясно видеть авторский замысел уже не получилось бы.
Библиотека Аалто в 2012 году.
Ааалто строил библиотеку 16 месяцев, а реставрация длилась 18 лет, с середины 1990-х годов. Долгий срок был связан с нехваткой денег и с кропотливостью работы. Мебель и некоторые другие элементы интерьера делала фирма Artek, основанная Ааалто сотоварищи специально для оформления библиотеки. Всё воссоздавалось по чертежам архитектора. Ими снабжал Финский комитет по реставрации Выборгской библиотеки, который вывел дело на международный уровень. Финская сторона также осуществляла архитектурный надзор за исполнением проекта. В итоге в небольшом городе появилась достопримечательность мирового уровня.

Вход в отреставрированный детский зал
Детский зал. Восстановленные абажуры
Детский зал снаружи. Маркизы по проекту Аалто защищают от солнца с юга
О деталях реставрации - отдельных предметах мебели, отделке, архитектурных элементах подробно рассказывают на экскурсиях в библиотеке. Стоит послушать: там и про гнутую фанеру, и двусторонние навигационные перила, и про советские новшества, которые остались в библиотеке и теперь.
Вестибюль главного входа, оригинальный рисунок дверей. Место начала экскурсий
Кабинка регистрации, новшество 1960-х гг. Тут же можно записаться на экскурсию
Уютный пост дежурного по залу тоже появился в 1960-е. Но картины не испортил
Двусторонние перила ведут читателей в правильном направлении
Лоток для обёрточной бумаги (для защиты взятых домой книг) и корзина для использованной
Заслонка вентиляции в коридоре
За окном - 58-й осветительный конус, вид снаружи
Холл 1 этажа. Рекреация, освещенная с крыши, и водосточные трубы как элемент интерьера (справа)
Коридор 2 этажа с выходом на открытую галерею
Книгохранилище в подвале
Подземные сокровища
Экскурсия по библиотеке в детском зале
На экскурсию можно попасть совершенно свободно в часы работы. Цена - 450 руб., а если группа от 3-х человек - 150 руб. с человека. Записаться можно заранее.
Центральная городская библиотека Алвара Аалто
Выборг, пр. Суворова, 4

текст - @kinoed
фото - @oredredred & @kinoed 


Комментариев нет:

Отправить комментарий